Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖЕЗУА́ЛЬДО ДИ ВЕНОЗА КАРЛО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Григорьева
К. Джезуальдо ди Веноза. Фрагмент алтарной росписи в ц. Санта-Мария-делле-Грацие в Джезуальдо. Художник Дж. Бальдуччи. 1609.

ДЖЕЗУА́ЛЬДО ди Ве­но­за (Gesualdo di Venosa) Кар­ло [8.3.1566, Ве­но­за – 8.9.1613, Дже­зу­аль­до, по­хо­ро­нен в Не­апо­ле], итальянский ком­по­зи­тор. Князь Ве­но­зы. Ро­дил­ся и вос­пи­ты­вал­ся в ари­сто­кра­тической сре­де (его мать Джеронима Бор­ро­мео – пле­мян­ни­ца па­пы Пия IV, дя­дя Карло Борромео – кар­ди­нал), иг­рал на лют­не и ги­та­ре. Пред­по­ло­жи­тель­но его пер­вым учи­те­лем ком­по­зи­ции был П. Нен­на (слу­жил при дво­ре в Не­апо­ле). Был зна­ком с Т. Тас­со (со­хра­ни­лись сти­хи по­след­не­го, по­свя­щён­ные ком­по­зи­то­ру). В 1594˜-96 жил в Фер­ра­ре – го­ро­де с бо­га­ты­ми музыкальными тра­ди­ция­ми (в раз­ные го­ды там ра­бо­та­ли А. Вил­ларт, Н. Ви­чен­ти­но, К. де Ро­ре; при жиз­ни Д. музыкальная куль­ту­ра про­цве­та­ла при дво­ре Аль­фон­со II д’Эсте), дав­ши­ми мощ­ный тол­чок его твор­че­ст­ву. Об­раз­цом для под­ра­жа­ния он счи­тал му­зы­ку фер­рар­ско­го ком­по­зи­то­ра и при­двор­но­го ор­га­ни­ста Л. Луцца­ски (по­свя­тил Д. свою 4-ю кни­гу мад­ри­га­лов, 1594).

Основной жанр му­зы­ки Д. – мад­ри­гал. Им соз­да­но 6 книг 5-го­лос­ных мад­ри­га­лов (кни­га 6-го­лос­ных мад­ри­га­лов уте­ря­на), 1-я и 2-я из­да­ны в 1594 (под псевдонимом Джу­зеп­пе Пи­ло­нии; 14 мад­ри­га­лов из них на­пи­са­ны на тек­сты Тас­со), 3-я – в 1595, 4-я – в 1596 (все – Фер­ра­ра), 5-я и 6-я – в 1611 (го­ло­са, Дже­зу­аль­до) и 1613 (пар­ти­ту­ра, Ге­нуя). Две по­след­ние кни­ги мад­ри­га­лов за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в ис­то­рии му­зы­ки. Тек­сты их на­пи­са­ны от пер­во­го ли­ца (ав­тор не­из­вес­тен, воз­мож­но, им был сам ком­по­зи­тор); те­ма­ти­ка, по-ви­ди­мо­му, обу­слов­ле­на лич­ной дра­мой Д., из рев­но­сти ли­шив­ше­го жиз­ни (в 1590) свою пер­вую же­ну, Ма­рию д’Авалос, и её лю­бов­ни­ка. Сло­ва morte (смерть), duolo (скорбь), tormenti (му­ки), pian­ge­re (пла­кать), uccidere (уби­вать) и т. п. пе­ре­хо­дят из од­но­го мад­ри­га­ла в дру­гой и при­об­ре­та­ют эмб­ле­ма­тичное зна­че­ние. Д. ши­ро­ко поль­зу­ет­ся музыкально-ри­то­рическими фи­гу­ра­ми (напр., сло­ва «ве­тер», «огонь», «бег» вы­де­ле­ны бо­лее мел­ки­ми рит­мическими дли­тель­но­стя­ми и ими­та­ци­ей, что соз­да­ёт впе­чат­ле­ние стре­ми­тель­ного дви­же­ния, в про­ти­во­по­лож­ность сло­вам «боль» и «му­ки», ко­то­рые рас­пе­ва­ют­ся в мед­лен­ном тем­пе, соз­да­вая впе­чат­ле­ние оце­пе­не­ния и бо­лез­нен­ной со­сре­до­то­чен­но­сти). Фор­ма мад­ри­га­лов до мель­чай­ших под­роб­но­стей де­тер­ми­ни­ро­ва­на тек­стом, об­ра­зуя яс­но раз­ли­чи­мые раз­де­лы, час­то не со­из­ме­ри­мые по раз­ме­рам и ар­хи­тек­то­ническому «ве­су». Мол­ние­нос­ная сме­на аф­фек­тов со­про­во­ж­да­ет­ся рез­кой сме­ной скла­да внут­ри од­ной пье­сы – ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­ни­че­ско­го (не­ред­ко на­по­ми­наю­ще­го вилланеллу и др. пе­сен­ные жан­ры) и ак­кор­до­во-гар­мо­ни­че­ско­го. Сре­ди из­вест­ных мад­ри­га­лов: «Beltà, poi che t’as­sen­ti» («Кра­са­ви­ца, раз ты ухо­дишь»), «Mo­ro, lasso, al mio duolo» («Увы, я уми­раю от стра­да­ний»), «Mer­cé grido piangendo» («По­ща­ды мо­лю я, пла­ча»), «Tu piangi, o Filli mia» («Ты пла­чешь, моя Фил­ли­да»). Яр­кая осо­бен­ность сти­ля – уни­каль­ная для то­го вре­ме­ни на­сы­щен­ность хро­ма­тиз­мом. В ос­но­ве кра­соч­но­го со­пос­тав­ле­ния хро­ма­тических ак­кор­дов (с по­сто­ян­ны­ми пе­ре­чень­я­ми, дис­со­нан­са­ми) ле­жит ча­ще не то­наль­но-функ­цио­наль­ная, а ли­не­ар­ная ло­ги­ка (по вы­ра­же­нию И. Ф. Стра­вин­ско­го, эта гар­мо­ния «на­прав­ля­ет­ся го­ло­со­ве­де­ни­ем, как ви­но­град­ная ло­за – шпа­ле­рой»), то­наль­но-ста­биль­ные фра­зы сме­ня­ют­ся фра­за­ми, в ко­то­рых кон­траст то­ни­ки и пе­ри­фе­рии вы­ра­жен сла­бо. Вы­сот­ная струк­ту­ра му­зы­ки Д. не по­лу­чи­ла удов­ле­тво­рительного тео­ре­тического объ­яс­не­ния до на­ших дней.

При всей но­виз­не музыкального язы­ка Д. ос­тал­ся без­раз­лич­ным к но­вым, ро­ж­дав­шим­ся в начале 17 в. «мод­ным» тен­ден­ци­ям: не пи­сал го­мо­фон­ных пьес, не соз­дал ни од­ной опе­ры, об­раз­цы его ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки еди­нич­ны. По­ми­мо мад­ри­га­лов ему при­над­ле­жат 2 сборника «Ду­хов­ных пес­ен» («Sacrae cantiones», 1603; по жан­ру это мо­те­ты, на­пи­сан­ные в стро­фической фор­ме, с ис­поль­зо­ва­ни­ем ими­та­ци­он­ной по­ли­фо­нии) и «Рес­пон­со­рии < …> к оф­фи­цию Стра­ст­ной не­де­ли» (1611), музыкальный язык ко­то­рых бо­лее сдер­жан, хо­тя мад­ри­галь­ный стиль Д. про­ни­ка­ет и сю­да (напр., в об­ра­бот­ке псал­ма «Mi­sere­re»). С 1596 ком­по­зи­тор жил в фа­миль­ном зам­ке в Дже­зу­аль­до, где соз­дал до­маш­нюю ка­пел­лу для ис­пол­не­ния собственной му­зы­ки. По­след­ние го­ды жиз­ни про­вёл в оди­но­че­ст­ве (по сви­де­тель­ст­вам оче­вид­цев, вслед­ст­вие рас­строй­ства пси­хи­ки, усу­губ­лён­но­го смер­тью сы­на в 1600).

В со­чи­не­ни­ях Д., как ни­ка­ко­го дру­го­го ком­по­зи­то­ра, от­ра­зил­ся мань­е­ризм Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния с ха­рак­тер­ны­ми для не­го чер­та­ми: пре­уве­ли­чен­ность и из­лом чувств, ис­ка­же­ние ра­нее най­ден­ных, «стан­дарт­ных» приё­мов ком­по­зи­ци­он­ной тех­ни­ки. Ха­рак­тер­но, что у Д. не ока­за­лось по­сле­до­ва­те­лей, лишь в 20 в. его му­зы­ка бы­ла впер­вые оце­не­на по дос­то­ин­ст­ву. Э. Ло­вин­ски уви­дел в сти­ле Д. не­кую па­рал­лель ато­наль­но­сти (на­звал гар­мо­нию Д. «тре­звуч­ной ато­наль­но­стью»). Му­зы­ку Д. вы­со­ко це­нил И. Ф. Стра­вин­ский, соз­дав­ший «Мо­ну­мент Дже­зу­аль­до ди Ве­но­зе к 400-ле­тию» (1960; кро­ме то­го, он до­со­чи­нил уте­рян­ные пар­тии в не­сколь­ких ду­хов­ных со­чи­не­ни­ях Д.). А. Г. Шнит­ке на­пи­сал опе­ру «Дже­зу­аль­до» (Ве­на, 1995).

Лит.: Lowinsky E. Tonality and atonality in sixteenth-century music. Berk.; Los Ang., 1961; Dahlhaus C. Zur chromatischen Technik C. Ge­sualdos // Analecta musicologica. 1967. Bd 4; Meister H. Untersuchungen zum Verhältnis von Text und Vertonung in den Madrigalen C. Gesualdos. Regensburg, 1973; Vaccaro A. Carlo Gesualdo, principe di Venosa: l'uomo e i tempi. Venosa, 1989; Wettig K. Satztechnische Studien an den Madrigalen C. Ge­sualdos. Fr./M., 1990; Watkins G. Ge­sual­do: the man and his music. 2nd ed. Oxf., 1991; Pizzichelli B. Introduzione a Gesualdo da Venosa. Rome, 1995; Misuraca P. Carlo Gesualdo principe di Venosa. Palermo, 2000; Григорьева М. Парадоксы Джезуальдо // Старинная музыка, 2009, № 1; Watkins G. The Gesualdo hex: music, myth, and memory. N.Y., 2010.

Вернуться к началу