ЛУЦЦА́СКИ ЛУЦЦАСКО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУЦЦА́СКИ (Luzzaschi) Луццаско (ок. 1545, Феррара – 10.9.1607, там же), итал. композитор, органист, клавесинист, педагог. Ученик Ч. де Роре. С 1561 органист (с 1564 гл. органист) при дворе герцогов д’Эсте в Ферраре, фактически выполнял обязанности капельмейстера. Приблизительно с 1570 организовывал для великосветской публики закрытые концерты с участием виртуозных певиц (современники называли их «Concerto delle Dame» – «Дамский ансамбль»), писал для них музыку и выступал как аккомпаниатор. Наряду с др. клавишными инструментами, Л. играл на головоломно сложном аркичембало, сконструированном Н. Вичентино. После смерти Альфонсо II д’Эсте (1533–97) Л. предположительно остался в Ферраре на службе у кардинала П. Альдобрандини. В. Галилеи назвал Л. одним из самых ярких музыкантов Италии своего времени, а А. Банкьери – крупнейшим органистом (наряду с К. Меруло). Среди учеников Л. – Дж. Фрескобальди, Дж. Белли.
Центр. часть наследия Л. – 5-голосные мадригалы. Пять книг (сб-ков) мадригалов (1571, 1577, 1582, 1594, 1595) сохранились полностью, 6-я и 7-я (1596, 1604) – во фрагментах. Мадригалы написаны в «старой» имитационно-полифонич. технике, а также (начиная с 4-й книги) в хоральной, гоморитмич. фактуре, предвосхищающей «новую» гомофонию нач. 17 в. В ранних сочинениях Л. подражал Ч. де Роре. В 1590-е гг. встречался с К. Джезуальдо ди Венозой, оказал влияние на его муз. стиль и, возможно, испытал встречное влияние (Джезуальдо намеренно писал на те же стихотв. тексты, что и Л., стремясь превзойти соперника). В мадригалах Л. придавал осн. значение эмоции, выраженной в поэзии; музыка, по его мнению, должна внимательно следовать ей, не ограничиваясь лишь тем, чтобы доставлять слушателю «наслаждение и удовольствие» («non solamento... il giovamento e’l diletto»; из предисловия к 6-й книге, 1596). Гармонич. язык Л. традиционен, за исключением нескольких хроматич. мадригалов, самый известный из которых – «Летите, мои вздохи» («Itene mie querele») из 6-й книги. В 1601 Л. опубликовал сб. «Мадригалы для одного, двух или трёх сопрано», содержащий пышно орнаментированный репертуар «Дамского ансамбля» 1580-х гг. Среди др. сочинений – канцоны, ричеркары, токкаты для клавишных инструментов (б. ч. утеряны); сохранился сб-к 5-голосных мотетов на лат. тексты «Духовные песнопения» (1598).