ПСАЛТИ́РЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСАЛТИ́РЬ (Книга псалмов), одна из книг Ветхого Завета, сборник молитв и гимнов Древнего Израиля. В евр. традиции называется Книгой хвалений (םפר תהלים ). Назв. «П.» появилось в греч. переводе Библии, происходит от слова псалтерий. Входящие в состав П. «хваления» в евр. Священном Писании называются מזמור (мизмор; от корня זמר – петь, играть на муз. инструменте), в греч. переводе – псалмами. Греч. слова «П.» и «псалом», очевидно, указывают на то, что в эпоху перевода евр. П. на греч. яз. (ок. 2 в. до н. э.) псалмы пелись под звуки муз. инструментов.
П. евр. Священного Писания состоит из 150 псалмов. П. в греч. переводе содержит те же псалмы, а также ещё один, 151-й псалом, «неканонический», т. е. не имеющий аналога в евр. П. Евр. оригинал 151-го псалма был обнаружен в Кумране (см. Кумранистика), но последующей евр. традиции он неизвестен. Между евр. и греч. П. существуют расхождения в нумерации псалмов, при этом нумерация зап. переводов П. следует евр. П., а нумерация церковнославянской и русской П. следует греч. П. Так, 9-й псалом греч. П. в евр. П. разделён на два – 9-й и 10-й; псалмы, которые в греч. П. имеют номера с 10-го по 145-й, в евр. П. имеют, как правило, номер на единицу больше (с 11-го по 146-й); 113-й псалом греч. П. в евр. П. разделён на два – 114-й и 115-й; 114-й и 115-й псалмы греч. П. в евр. П. объединены в один – 116-й; 146-й и 147-й псалмы греч. П. в евр. П. объединены в один – 147-й. Псалмы с 1-го по 8-й и с 148-го по 150-й в евр. и греч. П. пронумерованы одинаково.
Расхождения между греч. и евр. П. касаются также текстов псалмов. Слав. П. почти буквально копирует греческую. Зап.-европ. Библии следуют евр. тексту. Синодальный перевод Библии на рус. яз. следует евр. тексту, с отд. правками по греч. и церковнославянской Библии.
В евр. П. 73 псалма отмечены в подзаголовках как «Давидовы», причём некоторые подзаголовки прямо соотносят соответствующие псалмы с эпизодами из жизни царя Давида. Подзаголовки др. псалмов атрибуируют их Асафу или сынам Кореевым. Мн. псалмы не подписаны. Подзаголовки греч. П. отличаются от подзаголовков евр. П.: царю Давиду в греч. П. атрибуированы не 73, а 85 псалмов. Нередко весь сб-к называется «Псалтирь Давида». Очевидно, наименование псалмов «Давидовыми» указывает не на авторство в совр. смысле, а на то, что собрание освящено именем Давида как архетипического для др.-евр. культуры поэта. Вопросы о том, есть ли в П. псалмы, которые действительно созданы во времена царя Давида (10 в. до н. э.), какие псалмы появились позднее, и когда именно, – предмет науч. дискуссий, консенсус по ним отсутствует. В совр. науч. лит-ре распространено мнение, что б. ч. псалмов создана после пленения вавилонского (т. е. после кон. 6 в. до н. э.). Некоторые псалмы (напр., 44, 74, 79, 83-й по евр. счёту) на основании их содержания иногда предлагается датировать маккавейским временем (сер. 2 в. до н. э.). Так или иначе, но не позднее 2 в. до н. э. составление П. завершилось. Поэтич. организация и образность П. сближают её с поэмами, найденными при раскопках сирийского г. Угарит (14 в. до н. э.).
В евр. Священном Писании П. разбита на 5 разделов (по нумерации Синодального перевода: псалмы 1–40-й; 41–71-й; 72–88-й; 89–105-й; 106–150-й). Принято считать, что такое деление было введено для того, чтобы уподобить структуру П. пятичастной структуре Торы. Каждый из 5 разделов завершается особым благословением Бога. Эти благословения являются частью канонич. текста П. (в частности, они присутствуют в греч. переводе П.), что говорит о древности деления П. на 5 книг. Однако в греч. традиции разбиение П. на 5 разделов было забыто. Вместо этого греч. и слав. П. делятся на 20 кафизм (это деление связано с использованием П. в православном богослужении).
В значит. части псалмов имеет место непосредств. обращение к Богу, в др. псалмах о Нём говорится в 3-м лице. Осн. жанры псалмов: мольба о помощи, покаяние, благодарение Богу за помощь, славящий Бога гимн. Некоторые псалмы (напр., 1-й) близки др.-евр. стихотворной «литературе мудрых» (Притчей Соломоновых книга, Кн. Иова). В особую группу могут быть выделены «царские псалмы», говорящие о Божией помощи идеальному царю Израиля. В христианской традиции мн. псалмы воспринимаются как говорящие о страданиях и величии Иисуса Христа.
Псалмы (по крайней мере, некоторые) использовались за богослужением в Иерусалимском храме, но подробности этого не ясны. Известно, что за богослужением использовались муз. инструменты (см. раздел Музыка в ст. Иудаизм). В самой П. постоянно встречаются призывы славить Бога игрой на муз. инструментах. Подзаголовки ряда псалмов упоминают муз. инструменты, под аккомпанемент которых псалмы должны были петься, однако совр. аналоги гипотетичны или неизвестны.
В христианском богослужении П. полностью распевается/прочитывается в течение установленного литургич. правилами срока (от 1 до 4 нед). У католиков П. распевается по формулам псалмовых тонов (см. Псалмодия), у православных – по гласам; протестантские гимны (см. Протестантский хорал, Антем) – особые мелодии, привязанные к отд. псалмам. Во всех традиц. христианских конфессиях в распеве П. господствует силлабический стиль (один слог текста приходится на одну ноту). В совр. обиходе П. чаще читается нараспев или декламируется.
На Руси П. использовалась при обучении грамоте после прохождения букваря.