ПЛЕНЕ́НИЕ ВАВИЛО́НСКОЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛЕНЕ́НИЕ ВАВИЛО́НСКОЕ (евр. גלרת בבל), период в истории евр. народа (нач. 6 в. – ок. 538 до н. э.) – собирательное название принудительных переселений части жителей покорённой вавилонянами Иудеи в Вавилонское царство. Осуществлённые при вавилонском царе Навуходоносоре II переселения, гл. обр. иудейской знати, священнослужителей и ремесленников, были карательной мерой вавилонян (наряду с разграблением Иерусалима и разрушением первого Иерусалимского храма) в ответ на ряд восстаний в Иудейском царстве, а также попыткой ограничения влияния египтян на пограничной с Египтом территории (егип. фараоны оказывали восставшим военную и финансовую поддержку). Переселенцы, как правило, не порабощались, жили автономно в крупных с.-х. поселениях, гл. обр. в районе Ниппура, могли владеть землёй и заниматься торговлей (выплачивая при этом налоги и отбывая трудовую повинность), а также состоять на гос. службе. Считается, что иудеи, находясь в инокультурной среде, б. ч. не ассимилировались с местным населением благодаря жёсткой организации своей общины, развитию ритуальных и социальных практик [обрезание, пищевые запреты, соблюдение субботы (шабат), запрет смешанных браков], а также особой духовной роли пророков (в частности, пророка Иезекииля). Окончанием П. в. принято считать указ 538 до н. э. о разрешении евреям вернуться на родину перс. царя Кира II, завоевавшего Вавилон и стремившегося заручиться поддержкой покорённых народов. Не вернувшиеся переселенцы образовали ряд сильных евр. общин на Ближнем Востоке, положивший начало многочисленной впоследствии евр. диаспоре. К периоду П. в. относится оформление осн. традиций, впоследствии составивших текст Пятикнижия, складывание авторитетных иудейских школ (в т. ч. и вне Израиля). П. в. способствовало сплочению евр. народа и в то же время усилению изоляционизма: напр., законоучитель Ездра, живший после окончания плена, призывал расторгнуть браки иудеев с иноплеменницами (1 Езд. 10:10–11).
Тема П. в., присутствующая в Псалтири [136-й псалом (по греч. нумерации) «При реках Вавилона…»], в христианской традиции толкуется как пленение грехом. В этой связи слова псалма: «Дочь Вавилона… блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень» (Пс. 136:7–8) понимаются как призыв избавиться от зачатков лукавых помыслов и страстей.