ПЯТИКНИ́ЖИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЯТИКНИ́ЖИЕ (Пятикнижие Моисеево, Моисеев закон), обобщающее название первых 5 книг Ветхого Завета. Термин «П.» (греч. πεντάτευχος – пять свитков, лат. Pentateuchus, Pentateucus) впервые встречается в «Письме Аристея» (2–1 вв. до н. э.), впоследствии у христианских авторов начиная с Тертуллиана и Оригена. Закрепление за этими книгами отд. именования и широкое использование термина «П.» в христианском библейском лексиконе несколько выделяют их в корпусе Ветхого Завета, что является следствием особого положения этих книг в иудейской традиции.
В структуре евр. Священного Писания эти книги составляют первую из трёх его частей – Тору (букв. – Учение, в традиц. переводе – Закон), наряду с Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). Тора занимает приоритетное место, рассматривается как единый вероучит. источник, обладающий непререкаемым авторитетом. Названия 5 книг Торы: Берешит («В начале»), Шемот («Имена»), Вайкра («И воззвал»), Бемидбар («В пустыне»), Деварим («Слова»).
Ветхий Завет перенял названия этих книг из первого письм. перевода евр. Священного Писания на греч. яз. – Септуагинты (3 в. до н. э.), где они озаглавлены по осн. темам и сюжетам книг: Γένεσις (букв. – Происхождение, в слав. и рус. Библии – Бытие), ῎Εξοδος (Исход), Λευϊτικόν (Левит), ’Αριθμοὶ (Числа), Δευτερονόμιον (Второзаконие). Также они именуются 1–5-й книгами Моисея.
П. составляют разные по тематич. содержанию и лит. жанрам тексты, написанные как прозой (по преимуществу), так и поэтич. языком: концептуально-богословские тексты, напр. Шестоднев (Быт. 1:1–2:4 и др.), этиологич. сказания, напр. о Вавилонской башне (Быт. 11:1–9 и др.), генеалогич. списки (Быт. 5 и др.), эпич. повествования (Исх. 1–20 и др.), пророческие речения (Быт. 49 и др.), законодат. уложения как общественно-правового (т. н. Книга Завета – Исх. 20:23–23:33 и др.), так и религ.-культового характера (Исх. 25–31; 35–40 и др.) (хотя само разделение этих областей права в рамках Библии, которым одинаково придаётся авторитет Божественного происхождения, условно) и др. Несмотря на это многообразие, можно говорить о целостном плане П., который прослеживается в единстве последовательно раскрывающихся сюжетов и тем. В вероучит. отношении П. задаются основополагающие религ. истины библейского Откровения: об истинном Боге, Творце мира и Деятеле человеческой истории; о Священной истории как истории отношений Бога и человечества, имеющей своим началом творение человека и преследующей цель единения человечества со своим Творцом, понимаемую как спасение; о Божественном законе, заложенном Богом в основу мироздания и проявляющемся во всех областях жизнедеятельности человеческого сообщества, к исполнению которого призван человек.
Тематич. содержание и сюжетные линии кн. Бытие – одни из наиболее ярких в Ветхом Завете: два текста о творении Богом мира и сотворении Адама и Евы (Быт. 1–2), грехопадение прародителей (Быт. 3), история Авеля и Каина (Быт. 4), родословные списки допотопных патриархов (Быт. 5), событие потопа (Быт. 6–8), союз-завет Бога с Ноем (Быт. 9:1–17), история Вавилонского столпотворения (Быт. 11:1–9), повествования о ветхозаветных патриархах Аврааме, Исааке, Иакове-Израиле (Быт. 12–50). Эти повествования носят характер религ. учительства, раскрывающего участие Бога в становлении народа Израиля, веры в промыслительность событий, описанных в книге.
В кн. Исход продолжается сюжетная линия Священной истории, начатая в кн. Бытие. Рассказывается о Моисее, призванном Богом к миссии вывести народ Израиля из Египта и привести его в обетованную Богом землю (Исх. 2–3). Исполнить этот план позволяет непосредств. вмешательство Бога, знаменующееся многочисл. чудесами (Десять казней – Исх. 7:14–12:36; переход через воды Чермного моря – Исх. 14:1–30 и др.). На горе Синай заключается союз-завет между Богом и Израилем (Исх. 19:1–24; 24:1–18), где Израиль получает обязательный к исполнению Закон, во главе которого стоят Десять заповедей (Исх. 20:1–17), восполняемые общественно-правовыми нормами т. н. Книги Завета (Исх. 20:23–23:33) и культовым законодательством, устанавливающим нормы служения при Скинии (Исх. 25–31; 35–40).
Содержание кн. Левит практически целиком законодательное – развитие и продолжение законодательства, прежде всего ритуального, основы которого заложены в кн. Исход. Осн. тематика: виды жертвоприношений (Лев. 1–7), устав о священниках (Лев. 8–10), установления о ритуальной чистоте и нечистоте (Лев. 11–15), «законы святости» (Лев. 17–22), установления о религ. праздниках (Лев. 16; 23), разл. правовые установления (Лев. 24–27).
Кн. Числа, с одной стороны, продолжает историч. повествование кн. Исход, охватывая период 40-летнего странствования израильского народа в пустыне, с другой – дополняет её законодат. часть.
Кн. Второзаконие состоит из последних приказаний и увещаний Моисея, с которыми он обращается к Израилю перед вступлением в Землю обетованную, повторяя осн. установления Синайского законодательства и призывая народ к их неукоснительному исполнению. Книга завершается описанием кончины Моисея.
В истории изучения Библии отдельным является вопрос происхождения П., который первоначально ставился как вопрос авторства. В иудаизме и христианстве, принимающих П. в качестве обязат. части своего Священного Писания, создание книг традиционно присваивается пророку Моисею. Однако уже в древности этот взгляд вызывал сомнение (Цельс, 2 в.; Порфирий, 3 в.; и др.). Внимание было обращено на несогласованность текстов П. – наличие повторов, противоречий, языковых различий и др. Детальному критич. разбору П. было подвергнуто начиная с 17 в. Философы Т. Гоббс и Б. Спиноза лишь частично допускали авторство Моисея, окончат. оформление текста Спиноза связывал с Ездрой (5 в. до н. э.). В 18 в. исследователи (Х. Б. Виттер, Ж. Астрюк, И. Г. Эйхгорн, К. Д. Ильген) обратили внимание на чередование в тексте П. Божественных имён – Яхве и Элогим, что было отнесено к различию источников П. В 19 в. работа в направлении изучения источников продолжена (В. М. Л. де Ветте, К. Граф, Ю. Велльгаузен и др.). Науч. методология, которой придерживались исследователи, получила назв. историко-критич. метода. Схематично осн. выводы, сделанные на основе историко-критич. исследований 17–19 вв., таковы: П. окончательно сформировано ок. 400 до н. э. (решающее значение имела редакторская работа Ездры) на основании 4 источников: «J» (Яхвист, 9 в. до н. э.), «E» (Элогист, 8 в. до н. э.), «D» (Девтерономический/Второзаконнический кодекс, 7 в. до н. э.), «P» (Священнический, или Жреческий, кодекс, ок. 500 до н. э.). В библеистике эта теория происхождения П. получила назв. документальной теории или теории Графа – Велльгаузена (теории Велльгаузена). Однако при всей убедительности и невозможности игнорирования осн. выводов эта теория не смогла ответить на мн. вопросы.
В 20 в. исследователь Ветхого Завета Г. Гункель обратился к анализу дописьменной традиции передачи преданий на основе фольклористики и лит. анализа. В библеистике этот метод получил назв. «история форм» (Formgeschichte). Его развивали Г. фон Рад и М. Нот, при этом фон Рад обращал внимание по преимуществу на выяснение богословского замысла П. Значит. успехи библейской археологии (У. Ф. Олбрайт и К. Кенион) помогли лучше понять историч. контекст библейских повествований. Для исследований последней четв. 20 – нач. 21 вв. характерны сомнения в том, что «J» и «Е» когда-либо существовали как самостоят. произведения, а также тенденция датировать материал этих «источников» более поздним временем, чем предполагалось в документальной теории. Признаётся, что документальная теория в её классич. виде устарела, но общепризнанного мнения о происхождении П. пока не существует.