НОТ МАРТИН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОТ (Noth) Мартин (3.8.1902, Дрезден – 30.5.1968, пустыня Негев, Израиль; похоронен в Вифлееме), нем. протестантский библеист, исследователь Ветхого Завета и истории Древнего Израиля. Родился в семье учителя гимназии. Изучал богословие в ун-тах Ростока и Эрлангена (1921–23), Лейпцига (1923–25). Гл. учителем Н. стал А. Альт. Преподавал Ветхий Завет в ун-тах Грайфсвальда, Лейпцига (1927–29), проф. Кёнигсбергского (1930–45), Боннского (1945–1964) ун-тов. Дважды избирался ректором Боннского ун-та (1947–48, 1957–1958). В 1964 переехал в Иерусалим, где возглавил Науч. ин-т Святой земли. Скончался во время археологич. экспедиции к руинам набатейского города Шивта.
В исследованиях Н., начиная с диссертации о др.-евр. личных именах, ставшей его первой книгой (1928), тесно переплетены филология, история и экзегеза Ветхого Завета. Важнейшая для библейской критики работа Н. – «Исследования по истории традиций» (т. 1, 1943), в которой обосновывается принципиально новое понимание происхождения Девтерономич. истории – корпуса книг Иисуса Навина, Судей и Царств, охватывающего неск. эпох жизни Древнего Израиля. По мнению Н., замысел этих книг в качестве единого историч. сочинения принадлежит неизвестному автору, работавшему в сер. 6 в. до н. э., который понимал кн. Второзаконие как пролог к нац. истории Израиля. Свою задачу этот автор видел в объяснении причин падения Израильского и Иудейского царств тем, что Израиль не соблюдал повеления Бога, сформулированные в кн. Второзаконие. Гипотеза происхождения Девтерономич. истории, получившая назв. гипотезы Н., сохраняет своё значение в нач. 21 в., несмотря на то, что многие её положения пересмотрены и подвергнуты критике. В монографии «История традиций Пятикнижия» (1948) Н. изложил свой взгляд на проблему происхождения Пятикнижия, в частности на теорию источников. В соч. «История Израиля» (1950) он высказал предположение об устройстве израильского общества в доцарский период в виде союза племён, объединённых вокруг общего культового центра в г. Сихем (Шхем). Опираясь на аналогию с союзами племён в Древней Греции, Н. вслед за своим учителем А. Альтом называл израильский союз племён амфиктионией. Впоследствии эта гипотеза большинством исследователей была отвергнута.