Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЬТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 566

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Альт работы А. Страдивари (2 стороны). 1715. Госколлекция уникальных музыкальных инструментов (Москва).

АЛЬТ (нем. Alt, итал. alto, от лат. al­tus – вы­со­кий), 1) пар­тия (го­лос), рас­по­ложен­ная ме­ж­ду те­но­ром и со­пра­но. В ран­нем мно­го­го­ло­сии (12–14 вв.) бы­ла верх­ней (ис­пол­ня­лась вы­со­ки­ми муж­ски­ми го­ло­са­ми; от­сю­да назв.). См. так­же Кон­тра­те­нор. 2) Низ­кий жен­ский или дет­ский го­лос (диа­па­зон от «соль» ма­лой ок­та­вы до «ми» 2-й ок­та­вы), а так­же ис­пол­няе­мая им пар­тия в хо­ре или во­каль­ном ан­самб­ле, ре­же соль­ная. См. так­же Кон­траль­то. 3) Струн­ный смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент, сред­ний по зву­ча­нию в скри­пич­ном се­мей­ст­ве. Итал. назв. вио­ла (vi­ola) и нем. бра­че (Brat­sche) вос­хо­дят к назв. «вио­ла да брач­чо», при­ме­няв­ше­му­ся к А. в 17 – нач. 18 вв. в Ита­лии и Гер­ма­нии. Назв. «А.» мо­жет быть свя­за­но с «аль­то вио­ли­на» и «аль­то вио­ла» – итал. назв. ин­ст­ру­мен­та 16–18 вв., что в свою оче­редь свя­зы­вает­ся с назв. го­ло­са хо­ро­во­го мно­го­голо­сия. Внеш­не А. по­хож на скрип­ку, от­лича­ясь бо́ль­ши­ми раз­ме­ра­ми. Дли­на кор­пу­са 38–48 см. Строй на квин­ту ни­же скри­пич­но­го: «до» – «соль» ма­лой ок­та­вы – «ре» – «ля» 1-й ок­та­вы. Но­ти­ру­ет­ся в аль­то­вом и скри­пич­ном клю­чах. Тех­ни­ка иг­ры близ­ка скри­пич­ной, от­ли­ча­ясь гл. обр. ши­ро­той по­зи­ций. А. поя­вил­ся в 1-й четв. 16 в., воз­мож­но, как ре­зуль­тат эво­лю­ции ин­ст­ру­мен­тов, от­но­ся­щих­ся к се­мей­ст­ву ви­ол (фи­дель, ре­бек, ли­ра да брач­чо). Пер­вые А. бы­ли по­строе­ны в Бре­шии и Кре­мо­не. Кон­ст­рук­ция А., ус­та­но­вив­шая­ся к кон. 16 в. в ин­ст­ру­мен­тах А. Ама­ти и Гас­па­ро да Са­ло, до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни при­зна­ёт­ся ка­но­ни­че­ской. В 17–19 вв. ра­бо­та­ли не­пре­взой­дён­ные мас­те­ра по из­го­тов­ле­нию аль­тов, скри­пок и вио­лон­че­лей: ди­на­стии и се­мей­ст­ва Ама­ти, Гвар­не­ри, Гва­да­нини, а так­же А. Стра­ди­ва­ри, П. Руд­же­ри, Д. и П. Мад­жи­ни, К. Тес­то­ре, П. Гран­чи­но (Ита­лия), Я. Штай­нер (Гер­ма­ния), Ж. Виль­ом (Фран­ция), И. А. Ба­тов (Рос­сия). В 1-й пол. 20 в. кон­ст­рук­цию А. раз­ра­ба­ты­вал Т. Ф. Под­гор­ный. Со вре­мён Й. Гайд­на и В. А. Мо­цар­та А. – обя­за­тель­ный уча­ст­ник струн­ной груп­пы сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра, квар­те­та, квин­те­та. При этом на про­тя­же­нии 18–19 вв. на­пи­са­но лишь неск. вы­даю­щих­ся про­из­ве­де­ний для со­ли­рую­ще­го А.: Кон­церт­ная сим­фо­ния для скрип­ки и А. с ор­ке­ст­ром Мо­цар­та (1779), сим­фо­ния «Га­рольд в Ита­лии» Г. Бер­лио­за (1834), 2 со­на­ты для А. (или клар­не­та) с фп. И. Брам­са (1894). В 20 в., ко­гда из­ме­нил­ся взгляд на ху­дож. и тех­нич. воз­мож­но­сти ин­ст­ру­мен­та, соз­дан соль­ный ре­пер­ту­ар: Со­на­та П. Хин­де­ми­та (1939), Кон­церт Б. Бар­то­ка (1945), Со­на­та Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1975), Со­на­та-пес­ня А. И. Ха­ча­ту­ря­на (1976) и др. Круп­ней­шие аль­ти­сты 20 в.: М. Вьё, Л. Тёр­тис, П. Хин­де­мит, В. В. Бо­ри­совский, У. Прим­ро­уз; в Рос­сии шко­лу Бори­сов­ско­го пред­став­ля­ют Ф. С. Дру­жи­нин, Ю. А. Баш­мет, Ю. А. Тка­нов. 4) Мед­ный ду­хо­вой ин­ст­ру­мент се­мейст­ва сакс­гор­нов, скон­ст­руи­ро­ван­ных бельг. мас­те­ром А. Сак­сом в сер. 19 в. Ин­ст­ру­мент в строе Es (in Es; «ми-бе­моль»), транс­по­ни­рую­щий на боль­шую сек­сту вниз. За­пи­сы­ва­ет­ся в скри­пич­ном клю­че. Диа­па­зон (по зву­ча­нию) от «ля» боль­шой ок­та­вы до «си-бе­моль» пер­вой. Ис­поль­зу­ет­ся в совр. ду­хо­вом ор­ке­ст­ре. Про­сто­та иг­ры на этом ин­ст­ру­мен­те спо­соб­ст­ву­ет его по­пу­ляр­но­сти сре­ди на­чи­наю­щих ис­пол­ни­те­лей ду­хо­вых ор­ке­ст­ров. Су­ще­ст­ву­ют так­же аль­то­вые раз­но­вид­но­сти се­мей­ст­ва бю­гель­гор­нов (А., или альт­горн), сак­со­фо­нов (альт-сак­со­фон), го­бо­ев (аль­то­вый го­бой, или анг­лий­ский ро­жок), клар­не­тов (бас­сет­горн), флейт (аль­то­вая флей­та) и др.

Лит.: По­ня­тов­ский С. Альт. М., 1974; Me nuhin J., Prim­rose W. Vio­lin und Vi­ola. L., 1976; Riley M. W. The his­tory of the vi­ola. Ann Ar­bor, 1980; Чу­ла­ки М. Ин­ст­ру­мен­ты сим­фо­ни­чес­ко­го ор­ке­ст­ра. 4-е изд. М., 1983; Dal­ton D. Plaing the vi­ola: con­ver­sa­tion with Wil­liam Prim­rose. Oxf., 1988.

Вернуться к началу