АЛЬТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЬТ (нем. Alt, итал. alto, от лат. altus – высокий), 1) партия (голос), расположенная между тенором и сопрано. В раннем многоголосии (12–14 вв.) была верхней (исполнялась высокими мужскими голосами; отсюда назв.). См. также Контратенор. 2) Низкий женский или детский голос (диапазон от «соль» малой октавы до «ми» 2-й октавы), а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле, реже сольная. См. также Контральто. 3) Струнный смычковый инструмент, средний по звучанию в скрипичном семействе. Итал. назв. виола (viola) и нем. браче (Bratsche) восходят к назв. «виола да браччо», применявшемуся к А. в 17 – нач. 18 вв. в Италии и Германии. Назв. «А.» может быть связано с «альто виолина» и «альто виола» – итал. назв. инструмента 16–18 вв., что в свою очередь связывается с назв. голоса хорового многоголосия. Внешне А. похож на скрипку, отличаясь бо́льшими размерами. Длина корпуса 38–48 см. Строй на квинту ниже скрипичного: «до» – «соль» малой октавы – «ре» – «ля» 1-й октавы. Нотируется в альтовом и скрипичном ключах. Техника игры близка скрипичной, отличаясь гл. обр. широтой позиций. А. появился в 1-й четв. 16 в., возможно, как результат эволюции инструментов, относящихся к семейству виол (фидель, ребек, лира да браччо). Первые А. были построены в Брешии и Кремоне. Конструкция А., установившаяся к кон. 16 в. в инструментах А. Амати и Гаспаро да Сало, до настоящего времени признаётся канонической. В 17–19 вв. работали непревзойдённые мастера по изготовлению альтов, скрипок и виолончелей: династии и семейства Амати, Гварнери, Гваданини, а также А. Страдивари, П. Руджери, Д. и П. Маджини, К. Тесторе, П. Гранчино (Италия), Я. Штайнер (Германия), Ж. Вильом (Франция), И. А. Батов (Россия). В 1-й пол. 20 в. конструкцию А. разрабатывал Т. Ф. Подгорный. Со времён Й. Гайдна и В. А. Моцарта А. – обязательный участник струнной группы симфонич. оркестра, квартета, квинтета. При этом на протяжении 18–19 вв. написано лишь неск. выдающихся произведений для солирующего А.: Концертная симфония для скрипки и А. с оркестром Моцарта (1779), симфония «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза (1834), 2 сонаты для А. (или кларнета) с фп. И. Брамса (1894). В 20 в., когда изменился взгляд на худож. и технич. возможности инструмента, создан сольный репертуар: Соната П. Хиндемита (1939), Концерт Б. Бартока (1945), Соната Д. Д. Шостаковича (1975), Соната-песня А. И. Хачатуряна (1976) и др. Крупнейшие альтисты 20 в.: М. Вьё, Л. Тёртис, П. Хиндемит, В. В. Борисовский, У. Примроуз; в России школу Борисовского представляют Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет, Ю. А. Тканов. 4) Медный духовой инструмент семейства саксгорнов, сконструированных бельг. мастером А. Саксом в сер. 19 в. Инструмент в строе Es (in Es; «ми-бемоль»), транспонирующий на большую сексту вниз. Записывается в скрипичном ключе. Диапазон (по звучанию) от «ля» большой октавы до «си-бемоль» первой. Используется в совр. духовом оркестре. Простота игры на этом инструменте способствует его популярности среди начинающих исполнителей духовых оркестров. Существуют также альтовые разновидности семейства бюгельгорнов (А., или альтгорн), саксофонов (альт-саксофон), гобоев (альтовый гобой, или английский рожок), кларнетов (бассетгорн), флейт (альтовая флейта) и др.