ВИО́ЛА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИО́ЛА (лат., итал. viola; франц. viole), 1) распространённое в средние века в ром. языках наименование струнных смычковых инструментов, в совр. органологической классификации называемых виела или фидель. В. и виела – варианты старопровансальского слова (viula, viola), связанного с глаголом violar («играть на виеле») звукоподражательного происхождения.
2) В., виола да гамба (итал. viola da gamba – «виола у ног, у колен»; англ. viol), гамба (нем. Gambe), зап.-европ. струнный смычковый инструмент кон. 15 – 18 вв. Наряду с лютней и органом В. – важнейший инструмент этого времени. Наиболее ранние зафиксиров. изображения В. (ок. 1475–80, сев.-вост. Испания) напоминают виуэлу. Ок. 1500 В. начала распространяться в Зап. Европе, «классическая» страна ренессансной В. – Италия. Слово «В.» в Италии могло означать не только собственно В., но и виолу да браччо – инструмент скрипичного семейства, лиру да браччо и лиру да гамба; при этом термин «виолоне» (violone), обозначающий контрабасовую В., мог применяться к В. любого размера. Теоретики эпохи в целях достижения большей точности вносили дополнит. определения: выражение «виола да гамба» является одним из них.
В 15–16 вв. В. были внешне разнообразны: с покатыми и крутыми плечами, с острыми углами и без углов, плавными округлыми либо сложными волнистыми контурами дек; резонаторные отверстия могли быть узкими парными (в виде «эфов» или «эсов») или круглыми одиночными (в виде розетки). С 17 в. устанавливается классич. конструкция: 8-образный корпус с покатыми плечами, высокими обечайками, выпуклой верхней декой, высокой подставкой, относительно короткой шейкой, резной головкой. К кон. 16 в. господствующей становится 6-струнная модель, к кон. 17 в. басовые В. оснащаются 7-й – басовой – струной. Настройка кварто-терцовая. Высота строя зависит от размеров инструмента. При игре инструмент располагается вертикально; этот способ получил назв. «а гамба» или «виольный»; горизонтальное расположение («а браччо» – «у плеча», свойственное инструментам скрипичного семейства) для В. не характерно. Способ держания смычка – захватом снизу – также называется «виольным». Звук В. несильный, динамически гибкий, темброво разнообразный, лёгкий, подвижный. Музыка для В. записывалась в мензуральной нотации, иногда применялась лютневая табулатура, в 18 в. использовалось современное нотное письмо.
В 16 в. образовалось т. н. виольное семейство; составлявшие его В. разных размеров образовывали ансамбль – консорт. Наиболее постоянными были сопрановая – «дессю» (франц. dessus de viole), теноровая и басовая В. В качестве сольного инструмента в виольном семействе в 16 в. выделилась басовая В., которая со временем стала символизировать всё семейство и за которой закрепился термин «виола да гамба». Специфическая англ. разновидность сольной басовой В. – лира-виола, предназначенная для исполнения многоголосной фактуры. Во Франции в 18 в. приобрела популярность «пардессю» – «сверхдискантовая» виола.
Лучшие виольные мастера 16 в. – П. Дзанетто (Брешиа), Б. Чичилиано и М. Морелле (Мантуя), Г. Дюиффопругкар (Лион; происходил из нем. династии Тиффенбруккер). Среди англ. мастеров 16–17 вв.: Дж. Роуз, Г. Джей, Р. Мирс, Дж. и Ф. Бейкер, Б. Норман. Франц. мастера кон. 17–18 вв.: Н. Бертран, Б. Флери, М. Колишон, Г. Барбе, Ж. Б. Деэ (псевд. Саломан), Ф. Ле Жён. Среди работ нем. и нидерл. мастеров выделяются инструменты И. Тильке, Г. Эберта, П. Рамбутса, М. Хофмана (17–18 вв.).
В Италии В., вытесненная скрипкой, утратила своё значение к нач. 17 в., но в др. странах виольная культура только начинала расцветать. Именно в Англии в 17 в. популярным видом музицирования стал консорт виол, вершин достигло сольное исполнительство на басовой В. Представители англ. школы, композиторы и исполнители: Т. Таллис, К. Тай, У. Бёрд, А. Холборн, Дж. Дауленд, О. Гиббонс, Дж. Копрарио, У. Лоус, А. Феррабоско-сын, Т. Томкинс, Дж. Дженкинс, М. Лок, Г. Пёрселл. Во Франции В. использовалась больше в ансамблях. Среди авторов и исполнителей-виолистов: Ж. де Сент-Коломб, М. Маре, К. ле Жён, Е. дю Корруа, Л. Куперен, А. Форкре, К. д’Эрвелуа, Дю Бюиссон, Ж. М. Леклер, Ж. Б. де Буамортье, Ж. Ф. Рамо, Л. Н. Клерамбо, М. П. Монтеклер. В Германии и Нидерландах школа солистов-виртуозов на басовой В. развивалась с кон. 17 в. Солирующая В. в Германии могла заменяться виолончелью; это обстоятельство сыграло свою роль в «долговечности» нем. виольной музыки (в первую очередь сочинения И. С. Баха), которая продолжала исполняться на виолончели после того, как В. вышла из употребления. Позднебарочный репертуар представлен сонатами для В. и бассо-континуо (Д. Букстехуде, Г. Ф. Телеман, К. Ф. Э. Бах), сонатами для В. и клавира облигато – специфически сев.-нем. жанром (К. Ф. Э. Бах). В. облигато использована И. С. Бахом в кантатах BWV № 76, 152, «Страстях по Иоанну» (ария альта № 58), «Страстях по Матфею» (речитатив и ария баса № 65–66). Последним знаменитым виолистом-виртуозом и композитором был работавший в Англии немец К. Ф. Абель (ум. в 1787). В Германии и Австрии 17 – нач. 19 вв. была распространена разновидность В. да гамба с дополнит. струнами – баритон.
Утрате виольной культуры способствовали развитие скрипичной и виолончельной школ и распространение классич. европ. оркестра, формировавшегося на базе скрипичного семейства. В классич. оркестр вошёл лишь потомок контрабасовой В. – контрабас.
«Открытием» В. в кон. 19 в. явилась деятельность А. Долмеча. Распространённым явлением муз. жизни 20 в. В. стала благодаря аутентичному исполнительству.