СКРИ́ПКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКРИ́ПКА (итал. violino, франц. violon, нем. Violine, Geige, англ. violin), струнный смычковый инструмент. Наименьший по размеру и самый высокий по тесситуре в скрипичном семействе. Общая длина ок. 60 см, длина корпуса ок. 36 см (для обучения детей используются и С. меньших размеров). Корпус 8-образной формы, с С-образными вырезами по бокам – «эсами», которые образуют «талию» инструмента, облегчающую веде́ние смычка. Верхняя и нижняя деки слегка выпуклые, сложнопрофилированные, соединяются обечайкой. Приблизительно в центре верхней деки расположены два f-образных резонаторных отверстия – «эфы», между которыми располагается подставка, на которую опираются струны. Вклеенная в корпус шейка накрывается грифом без ладков, головка состоит из колковой коробки и завитка (т. н. улитка). 4 струны навиваются на колки, с противоположной стороны закрепляются на подгрифке. Звучащая часть струны (мензура) – ок. 33 см. Верхняя дека традиционно изготавливается из широкослойной (т. н. резонансной) ели, нижняя дека и шейка – из белого клёна – явора, гриф, подгрифок, колки – из чёрного дерева. Старинные С. (до сер. 18 в.) имели небольшие конструктивные отличия от совр. С., в т. ч. более короткую шейку, которая вклеивалась в корпус под несколько бо́льшим углом, и более низкую и плоскую подставку. До 19 в. изготавливались также скрипки-пикколо и пошетты. Настройка квинтовая: «соль» малой – «ре» – «ля» 1-й – «ми» 2-й октавы. В спец. случаях настройка может меняться (см. Скордатура). Диапазон св. 4 октав. Нотируется в скрипичном ключе. Гл. способ звукоизвлечения – ведение смычка по струне (итал. arco), часто встречается приём игры щипком (итал. pizzicato); основа смычковой техники – разл. штрихи. Основа техники левой руки – смена позиций. С 19 в. нормативным приёмом стало вибрато левой рукой. Возможна игра флажолетами, широко применяются т. н. двойные ноты (от примы до децимы) и др. В необходимых случаях на подставку надевается сурдина.
Исторический очерк
Существуют многочисл. теории происхождения С., в т. ч. от ротты, лиры да браччо, виолы, фиделя и ребека. Исследования 2-й пол. 1920-х гг., основанные на археологич., иконографич., письм. материалах, свидетельствуют о связи С. с народным инструментарием славян (В. Каминьский, В. Ю. Григорьев): на территории Польши, Белоруссии, Украины, Сев.-Зап. Руси ещё в 14 в. зафиксированы небольшие 3-струнные смычковые инструменты с квинтовой настройкой, без ладков, обладавшие ярким открытым звуком, приспособленные для игры мелодий. В Италии 16–17 вв. выработан классич. тип С. В 16–18 вв. появились крупнейшие мастера и сложились школы: польские (М. Добруцкий, семейство Гроблич из Кракова, семейство Данкварт из Вильно), итальянские – брешианская (Гаспаро да Сало, Дж. П. Маджини), кремонская [семейства Амати, Гварнери, мастера А. Страдивари, К. Бергонци, Ф. Руджери (Руджиери)], венецианская (Д. Монтаньяна, Санто Серафино, Ф. Гобетти, М. Гоффриллер, А. Беллосио), миланская и туринская [семейства Гранчино, Тесторе, Гваданьини (Гваданини), К. Ф. Ландольфи], неаполитанская (семейство Гальяно), флорентийская (Дж. Б. Габриелли, А. Граньяни, братья Каркасси), мантуанская (Т. Балестриери, К. Камилли), генуэзская (Б. Кальканьи), римская (Д. Теклер) и др., а также австрийско-немецкие (Я. Штайнер, семейство Клотц). Крупнейшие мастера – Страдивари, Гварнери дель Джезу, Штайнер и некоторые другие – создали непревзойдённые образцы концертного инструмента, поныне наиболее ценимые исполнителями и коллекционерами. В 18–19 вв., наряду с итальянскими школами, выдвинулись также французская (Н. Люпо, Ж. Б. Вильом), английская (семейство Хилл), чешская (Ф. Шпидлен), русская (И. А. Батов). В кон. 18 в. развернулось массовое ремесленное (особенно в Тироле), затем фабричное произ-во, и мн. секреты изготовления С. были утрачены. В 20 в. завоевали известность отеч. мастера Е. Ф. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. А. Морозов, Н. М. Фролов, Л. А. и Б. Л. Горшковы и др.
В проф. музыке С. первоначально входила в состав разл. ансамблей, одним из первых в оперный оркестр её ввёл К. Монтеверди в опере «Орфей» (партитура изд. в 1609). В Италии в нач. 17 в. появились самые ранние сольные произведения – сонаты с бассо континуо Б. Марини, Дж. Легренци и др. В 17–18 вв. формируются скрипичные композиторские школы: итальянская (А. Корелли, А. Вивальди, Ф. Джеминиани, П. Локателли, Ф. Верачини, Дж. Тартини), французская (Ж. М. Леклер-старший, П. Гавинье, Дж. Б. Виотти), австрийско-немецкая (Г. И. Ф. Бибер, И. С. Бах), чешская (Ф. Бенда, семейство Стамиц), русская (И. Е. Хандошкин) и др. С 18 в. и поныне С. занимает ведущее положение в академич. музыке (наряду с фортепиано): являясь «королевой» сольного инструментального музицирования, она входит во мн. камерные ансамбли (трио, квартет, квинтет и др.); группа скрипок составляет основу оркестра. Выдающиеся скрипачи 19 в. – Н. Паганини, Р. Крейцер, П. Байо, П. Роде, Г. Венявский, Л. Шпор, Й. Иоахим, Ш. Берио, А. Вьётан, Э. Изаи, П. Сарасате, У. Булль; в России известны Г. А. Рачинский, А. Ф. Львов, Н. Д. Дмитриев-Свечин, Н. Я. Афанасьев, А. Д. Бродский, В. В. Безекирский, И. И. Котек и др. Во 2-й пол. 19 в. в России развернулась педагогич. деятельность в области скрипичного исполнительства (Г. Венявский, Ф. Лауб, И. В. Гржимали), в нач. 20 в. из скрипичного класса С.-Петерб. конс. (его возглавлял Л. С. Ауэр) вышли скрипачи с мировым именем, среди которых – Я. Хейфец, Н. Мильштейн. Крупнейшие исполнители 20 в.: Ж. Тибо, Ф. Крейслер, Дж. Энеску, И. Менухин, И. Стерн, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, О. М. Каган, В. В. Третьяков; в области джаза – С. Граппелли. Основа академич. сольного концертного репертуара – сонаты и партиты И. С. Баха, сонаты и концерты В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, Ф. Мендельсона, С. Франка, К. Сен-Санса, П. И. Чайковского, Э. Грига, Я. Сибелиуса, Э. Элгара, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, А. Г. Шнитке и др. крупнейших композиторов; многочисл. сочинения композиторов барокко составляют основу репертуара ансамблей и оркестров, работающих в русле аутентичного исполнительства.
Со 2-й пол. 18 в. С. вошла в инструментарий некоторых неевропейских культур, гл. обр. тех, которые имели развитую традицию игры на смычковых инструментах. В Индии получила распространение как инструмент классич. музыки традиции карнатака. В Европе С. продолжает бытовать как нар. инструмент у поляков, белорусов, евреев, сев.-зап. русских, чехов, латышей, шведов, норвежцев, эстонцев, венгров, румын, молдаван, цыган (см. Лэутары) и др.