Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАГАНИ́НИ НИККОЛО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 43

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Н. Паганини. Портрет работы Ж. О. Д. Энгра. 1819. Лувр (Париж).

ПАГАНИ́НИ (Paganini) Ник­ко­ло (27.10.1782, Ге­нуя – 27.5.1840, Ниц­ца; в 1896 пе­ре­за­хо­ро­нен в Пар­ме), итал. скри­пач и ком­по­зи­тор. Его отец Ан­то­нио Па­га­ни­ни (ро­дом из ли­гу­рий­ских кре­сть­ян) был пор­то­вым груз­чи­ком и му­зы­кан­том-лю­би­те­лем. В дет­ст­ве П. учил­ся у от­ца иг­ре на ман­до­ли­не и скрип­ке. В те­че­ние по­лу­го­да за­ни­мал­ся у Дж. Кос­ты – ка­пель­мей­сте­ра со­бо­ра Сан-Ло­рен­цо в Ге­нуе, во 2-й пол. 1790-х гг. брал уро­ки ком­по­зи­ции у Ф. Па­эра в Пар­ме. Свой пер­вый кон­церт дал в воз­рас­те 12 лет в Ге­нуе, в 1797–1800 кон­цер­ти­ро­вал по Сев. Ита­лии. В 1801 с ис­клю­чит. ус­пе­хом вы­сту­пил в Лук­ке и стал пер­вым скри­па­чом Нац. ор­ке­ст­ра. В 1806–09 при­двор­ный скри­пач в Лук­ке (до 1808 вто­рой скри­пач ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра кн. Эли­зы Ба­чи­ок­ки – се­ст­ры На­по­ле­о­на I Бо­на­пар­та, за­тем вме­сте с бра­том Кар­ло иг­рал в квар­те­те при дво­ре её му­жа – прин­ца Фе­лик­са). В 1809–28 про­дол­жал га­ст­ро­ли­ро­вать в Ита­лии, по­сте­пен­но стал зна­ме­ни­то­стью. Вы­сту­пая в 1828–34 в Ав­ст­рии, Гер­ма­нии, Че­хии, Фран­ции, Бель­гии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, при­об­рёл ми­ро­вую сла­ву не­пре­взой­дён­но­го вир­туо­за; вос­тор­жен­ные от­кли­ки о его иг­ре да­ли Ф. Лист, Р. Шу­ман, Г. Гей­не. П. про­из­во­дил силь­ней­шее впе­чат­ле­ние на пуб­ли­ку не толь­ко иг­рой, но и «де­мо­ни­че­ской» внеш­но­стью и экс­цен­трич­ны­ми ма­не­ра­ми. В 1835 вер­нул­ся в Пар­му, впо­след­ст­вии ино­гда вы­сту­пал в Ита­лии и Фран­ции. С кон. 1839 жил в Ниц­це. Од­ну из сво­их скри­пок – ин­ст­ру­мент ра­бо­ты Дж. Гвар­не­ри – за­ве­щал род­но­му го­ро­ду (скрип­ка хра­нит­ся в му­ни­ци­па­ли­те­те Ге­нуи).

В зе­ни­те сла­вы П. был удо­сто­ен мно­гих офиц. по­чес­тей, сре­ди ко­то­рых – по­чёт­ное зва­ние ка­мер-вир­туо­за австр. им­пе­ра­то­ра и прус. ко­ро­ля; на­граж­дён ор­де­ном Зо­ло­той шпо­ры.

Ос­но­вы­ва­ясь на тен­ден­ци­ях, за­ло­жен­ных пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми-скри­па­ча­ми (П. Ло­ка­тел­ли, П. Га­ви­нье, Дж. Б. Ви­от­ти и др.), и од­но­вре­мен­но учи­ты­вая собств. воз­мож­но­сти (в т. ч. очень боль­шую рас­тяж­ку ле­вой ру­ки), П. дос­тиг не­ве­ро­ят­ной лёг­ко­сти вир­ту­оз­но­го вла­де­ния ин­ст­ру­мен­том. Раз­но­об­ра­зие его ис­пол­ни­тель­ских эф­фек­тов пре­вос­хо­ди­ло всю преж­нюю скри­пич­ную му­зы­ку, зву­ко­из­вле­че­ние от­ли­ча­лось не­ви­дан­ным бо­гат­ст­вом. Не ут­ра­тив ис­кус­ст­ва скри­пич­ной кан­ти­ле­ны, П. зна­чи­тель­но рас­ши­рил тех­нич. воз­мож­но­сти скрип­ки, в наи­боль­шей сте­пе­ни это ка­са­ет­ся при­ме­не­ния удар­ных, пры­гаю­щих и от­ска­ки­ваю­щих штри­хов, ак­кор­до­вой тех­ники, а так­же мно­же­ст­ва ко­ло­ри­стич. приё­мов, та­ких как фла­жо­ле­ты (в т. ч. двой­ные), пиц­ци­ка­то ле­вой ру­кой, иг­ра смыч­ком на гри­фе, у под­став­ки и др. В его на­сле­дии вы­де­ля­ют­ся 24 ка­при­са (capricci) для скрип­ки со­ло (ок. 1805), 1-й и 2-й кон­цер­ты для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (D-dur, 1811; h-moll, 1826, с фи­наль­ным рон­до «Кам­па­нел­ла»), зна­чит. ме­сто за­ни­ма­ют раз­но­го ро­да скри­пич­ные пье­сы и ва­риа­ции на опер­ные, ба­лет­ные и др. те­мы, со­чи­не­ния для скрип­ки с ги­та­рой, ка­мер­ные ан­самб­ли, пье­сы для ги­та­ры. Не­ко­то­рые скри­пич­ные со­чи­не­ния П. чрез­вы­чай­но труд­ны для ис­пол­не­ния.

Иск-во П. ста­ло мощ­ным сти­му­лом для даль­ней­ше­го раз­ви­тия и рас­про­стра­не­ния скри­пич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва (тех­нич. нов­ше­ст­ва и стра­ст­ная ро­ман­тич. ма­не­ра иг­ры по­влия­ли на иск-во круп­ней­ших скри­па­чей сле­дую­щих по­ко­ле­ний: Ш. Бе­рио, У. Бул­ля, А. Вьё­та­на, Г. В. Эрн­ста), соз­да­ния вир­ту­оз­ной скри­пич­ной му­зы­ки, со­вер­шен­ст­во­ва­ния ин­ст­ру­мен­та. Влия­ние П. ска­за­лось и на твор­че­ст­ве круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ро­ман­тич. пиа­низ­ма – Ф. Шо­пе­на, Р. Шу­ма­на, Ф. Лис­та, И. Брам­са. Г. Бер­ли­оз на­пи­сал для П. сим­фо­нию с со­ли­рую­щим аль­том «Га­рольд в Ита­лии».

С 1954 в Ге­нуе еже­год­но про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. кон­курс скри­па­чей им. Па­га­ни­ни.

Лит.: Berri P. Paganini: documenti e testi­mo­nianze. Genova, 1962; Ям­поль­ский И. М. Н. Па­га­ни­ни: Жизнь и твор­че­ст­во. 2-е изд. М., 1968; Ти­баль­ди-Кье­за М. Па­га­ни­ни. М., 1986; Гри­горь­ев В. Ю. Н. Па­га­ни­ни: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1987; Бер­форд Т. В. Н. Па­га­ни­ни: сти­ле­вые ис­то­ки твор­че­ст­ва. СПб., 2010.

Вернуться к началу