ПАГАНИ́НИ НИККОЛО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАГАНИ́НИ (Paganini) Никколо (27.10.1782, Генуя – 27.5.1840, Ницца; в 1896 перезахоронен в Парме), итал. скрипач и композитор. Его отец Антонио Паганини (родом из лигурийских крестьян) был портовым грузчиком и музыкантом-любителем. В детстве П. учился у отца игре на мандолине и скрипке. В течение полугода занимался у Дж. Косты – капельмейстера собора Сан-Лоренцо в Генуе, во 2-й пол. 1790-х гг. брал уроки композиции у Ф. Паэра в Парме. Свой первый концерт дал в возрасте 12 лет в Генуе, в 1797–1800 концертировал по Сев. Италии. В 1801 с исключит. успехом выступил в Лукке и стал первым скрипачом Нац. оркестра. В 1806–09 придворный скрипач в Лукке (до 1808 второй скрипач камерного оркестра кн. Элизы Бачиокки – сестры Наполеона I Бонапарта, затем вместе с братом Карло играл в квартете при дворе её мужа – принца Феликса). В 1809–28 продолжал гастролировать в Италии, постепенно стал знаменитостью. Выступая в 1828–34 в Австрии, Германии, Чехии, Франции, Бельгии, Великобритании, приобрёл мировую славу непревзойдённого виртуоза; восторженные отклики о его игре дали Ф. Лист, Р. Шуман, Г. Гейне. П. производил сильнейшее впечатление на публику не только игрой, но и «демонической» внешностью и эксцентричными манерами. В 1835 вернулся в Парму, впоследствии иногда выступал в Италии и Франции. С кон. 1839 жил в Ницце. Одну из своих скрипок – инструмент работы Дж. Гварнери – завещал родному городу (скрипка хранится в муниципалитете Генуи).
В зените славы П. был удостоен многих офиц. почестей, среди которых – почётное звание камер-виртуоза австр. императора и прус. короля; награждён орденом Золотой шпоры.
Основываясь на тенденциях, заложенных предшественниками-скрипачами (П. Локателли, П. Гавинье, Дж. Б. Виотти и др.), и одновременно учитывая собств. возможности (в т. ч. очень большую растяжку левой руки), П. достиг невероятной лёгкости виртуозного владения инструментом. Разнообразие его исполнительских эффектов превосходило всю прежнюю скрипичную музыку, звукоизвлечение отличалось невиданным богатством. Не утратив искусства скрипичной кантилены, П. значительно расширил технич. возможности скрипки, в наибольшей степени это касается применения ударных, прыгающих и отскакивающих штрихов, аккордовой техники, а также множества колористич. приёмов, таких как флажолеты (в т. ч. двойные), пиццикато левой рукой, игра смычком на грифе, у подставки и др. В его наследии выделяются 24 каприса (capricci) для скрипки соло (ок. 1805), 1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром (D-dur, 1811; h-moll, 1826, с финальным рондо «Кампанелла»), значит. место занимают разного рода скрипичные пьесы и вариации на оперные, балетные и др. темы, сочинения для скрипки с гитарой, камерные ансамбли, пьесы для гитары. Некоторые скрипичные сочинения П. чрезвычайно трудны для исполнения.
Иск-во П. стало мощным стимулом для дальнейшего развития и распространения скрипичного исполнительства (технич. новшества и страстная романтич. манера игры повлияли на иск-во крупнейших скрипачей следующих поколений: Ш. Берио, У. Булля, А. Вьётана, Г. В. Эрнста), создания виртуозной скрипичной музыки, совершенствования инструмента. Влияние П. сказалось и на творчестве крупнейших представителей романтич. пианизма – Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса. Г. Берлиоз написал для П. симфонию с солирующим альтом «Гарольд в Италии».
С 1954 в Генуе ежегодно проводится Междунар. конкурс скрипачей им. Паганини.