Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ЙНЕ ГЕНРИХ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 494

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв
Г. Гейне. Литография Ю. Гире. 1838.

ГЕ́ЙНЕ (Heine) Ген­рих (до 1825 Гар­ри) (13.12.1797, Дюс­сель­дорф – 17.2.1856, Па­риж), нем. по­эт, про­за­ик, кри­тик, пуб­ли­цист. Ро­дил­ся в обес­пе­чен­ной евр. се­мье. Окон­чив ли­цей в Дюс­сель­дор­фе, с 1816 слу­жил в Гам­бур­ге у дя­ди-бан­ки­ра. В 1819–23 учил­ся в ун-тах Бон­на, Гёт­тин­ге­на, Бер­ли­на, где встре­чал­ся с А. В. Шле­ге­лем, Г. В. Ф. Ге­ге­лем, Б. фон Ар­ним, А. Ша­мис­со и др.; в 1825 стал д-ром пра­ва, при­нял про­тес­тан­тизм. Пи­сал сти­хи с 1816, пе­ча­тал­ся с 1817. Из­вест­ность при­нес­ла «Кни­га пе­сен» («Buch der Lieder», 1827), ку­да во­шли ран­ние, про­ник­ну­тые сво­бо­до­лю­би­ем, кни­ги сти­хов и цик­лы. Бо­рясь с ро­ман­тич. штам­па­ми, Г. в то же вре­мя при­дал нем. ро­ман­тич. по­эзии но­вое зву­ча­ние: об­ра­ща­ясь к разл. жан­рам (со­не­ты, лю­бов­ные пес­ни, ро­ман­сы, «сны», бал­ла­ды), ис­поль­зуя, вслед за пред­ста­ви­те­ля­ми гей­дель­берг­ско­го ро­ман­тиз­ма, рит­ми­ку нар. пе­сен, а так­же ин­то­на­ции разг. ре­чи, он пе­ре­дал слож­ный внутр. мир сво­его со­вре­мен­ни­ка. Кн. «Пу­те­вые кар­ти­ны» («Reisebilder», Bd 1–4, 1826–31), вклю­чаю­щая сти­хи, ав­то­био­гра­фич. за­мет­ки, ан­ти­кле­ри­каль­ную са­ти­ру, по­строе­на на кон­тра­сте все­го «ба­наль­но­го» в нем. жиз­ни и по­этич. идеа­ла, свя­зан­но­го с об­ра­за­ми при­ро­ды. Не по­лу­чив ме­ста про­фес­со­ра в Мюн­хе­не, Г. в 1831 уе­хал в Па­риж, стал по­ли­тич. эмиг­ран­том. С 1835 со­чи­не­ния Г. за­пре­ще­ны в Гер­ма­нии; с 1836 он по­лу­чал де­неж­ное по­со­бие от франц. пра­ви­тель­ст­ва. Во Фран­ции пе­ча­тал­ся на нем. и франц. язы­ках, про­па­ган­ди­ро­вал франц. и нем. куль­ту­ру (ста­тьи и очер­ки, во­шед­шие в кн. «Са­лон» – «Der Salon», Bd 1–4, 1833–40), встре­чал­ся с В. Гю­го, А. Дю­ма, П. Ж. Бе­ран­же, Ж. Санд, О. де Баль­за­ком, Ф. Шо­пе­ном, Г. Бер­лио­зом, а так­же с К. Мар­ксом (с 1843). В соч. «Ро­ман­ти­че­ская шко­ла» («Die Romantische Schu­le», 1836) Г. вы­сту­пил с про­грам­мой новой лит-ры, не­по­сред­ст­вен­но вклю­чён­ной в об­ществ.-по­ли­тич. жизнь. Под влия­ни­ем К. Сен-Си­мо­на, Ш. Фу­рье Г. вы­сту­пал за ма­те­ри­аль­ное во­пло­ще­ние сча­стья, «эман­си­па­цию пло­ти». В пам­фле­те «Люд­виг Бёр­не» («Ludwig Börne», 1840) раз­ви­вал уни­вер­саль­но-ис­то­рич. ан­ти­те­зу «эл­ли­нов» и «на­за­ре­ян» (идеа­ли­стов). Своё эл­лин­ст­во (апо­ло­гия сво­бо­ды, чув­ст­вен­но­сти, гражд. ак­тив­но­сти) по­эт, стра­дая от раз­лу­ки с ро­ди­ной, реа­ли­зо­вал в кн. «Со­вре­мен­ные сти­хо­тво­ре­ния» («Neue Ge­dichte», 1844), где при­зы­вал к все­мир­ной ре­во­лю­ции, а так­же в са­ти­рич. по­эмах: «Ат­та Тролль. Сон в лет­нюю ночь» («At­ta Troll. Ein Som­mer­nachtstraum», 1843, 1847), в фор­ме жи­вот­но­го эпо­са пред­став­ляю­щей «мед­ве­жий» лик нем. фи­ли­стер­ст­ва; «Гер­ма­ния. Зим­няя сказ­ка» («Deutsch­land. Ein Wintermärchen», 1844), кри­ти­кую­щей прус­са­че­ст­во, ре­лиг. мо­раль, пе­ре­рас­та­ние идеи нац. един­ст­ва в на­цио­на­лизм. Из-за про­грес­сив­но­го па­ра­ли­ча с 1848 был при­ко­ван к по­сте­ли. Его позд­няя, от­ме­чен­ная са­мо­иро­ни­ей ли­ри­ка, с те­ма­ми раз­оча­ро­ва­ния в люб­ви, по­тря­се­ния тра­гич. не­уда­чей Франц. ре­во­лю­ции 1848, а так­же по­ис­ком ре­лиг. уте­ше­ния (об­раз Ла­за­ря), со­б­ра­на в кни­гах «Ро­ман­се­ро» («Romanzero», 1851), «Сти­хо­тво­ре­ния 1853 и 1854 го­дов» («Gedi­chte 1853 und 1854», 1854). Г. – ав­тор тра­ге­дий «Аль­ман­зор» («Almansor», 1823), «Виль­ям Ратк­лиф» («William Ratcliff», 1823), ба­лет­но­го либр. «Док­тор Фа­уст» («Der Doktor Faustus. Ein Tanzpoem», 1851), кни­ги по­ли­тич. пуб­ли­ци­сти­ки «Лю­те­ция» («Lutezia», 1854), ав­то­био­гра­фи­че­ской [«При­зна­ния» («Geständ­niße», 1854)] и ху­до­же­ст­вен­ной [«Фло­рен­тий­ские но­чи» («Florentinische Näch­te», 1837) и др.] про­зы; пе­ре­вёл на нем. язык ро­ман «Дон Ки­хот» М. де Сер­ван­те­са (1837–38).

По­эзия Г., со­че­таю­щая по­ли­тич. мо­ти­вы с вир­ту­оз­но­стью фор­мы, пе­сен­но­стью, по­лу­чи­ла из­вест­ность в Анг­лии, США, Рос­сии и др. стра­нах. Сре­ди рус. пе­ре­во­дчи­ков Г. – М. Ю. Лер­мон­тов, Ф. И. Тют­чев (лич­но зна­ко­мый с Г.), А. А. Фет, М. Л. Ми­хай­лов, А. А. Блок, Ю. Н. Ты­ня­нов и др.; его твор­че­ст­вом жи­во ин­те­ре­со­ва­лись рус. кри­ти­ки-де­мо­кра­ты, в т. ч. Д. И. Пи­са­рев (про­ти­во­пос­та­вив­ший Гей­не А. С. Пуш­ки­ну). Мн. сти­хи Г. по­ло­же­ны на му­зы­ку Ф. Шу­бер­том, Р. Шу­ма­ном, Ф. Мен­дель­со­ном, Ф. Лис­том, П. И. Чай­ков­ским и др. ком­по­зи­то­ра­ми.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 12 т. М.; Л., 1935–1949; Собр. соч.: В 10 т. М., 1956; Sämtliche Werke. Hamb., 1975–1997. Bd 1–16.

Лит.: Ты­ня­нов Ю. Н. Тют­чев и Гей­не // Ты­ня­нов Ю. Н. По­эти­ка. Ис­то­рия ли­те­ра­ту­ры. Ки­но. М., 1977; Стад­ни­ков Г. В. Г. Гей­не. М., 1984; Hauschild J.-Ch., Werner M. «Der Zweck des Lebens ist das Leben selbst». H. Hei­ne. Eine Biographie. Köln, 1997; H. Heine. Neue Wege der Forschung. Darmstadt, 2000; Liedtke Ch. H. Heine. 4. Aufl. Reinbek, 2001; Hohn G. Heine-Handbuch. Zeit, Person, Werk. 3. Aufl. Stuttg.; Weimar, 2004.

Вернуться к началу