СЕН-СИМО́Н КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕН-СИМО́Н (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж – 19.5.1825, там же), франц. социолог, один из родоначальников социализма. Происходил из знатного рода, получил образование под рук. Ж. Д’Аламбера. Участвовал добровольцем в борьбе за независимость сев.-амер. колоний; во время Франц. революции 18 в. на некоторое время примкнул к якобинцам.
Осн. произведения: «Письма женевского обитателя к своим современникам» («Lettres d’un habitant de Genèveà ses contemporains», 1803), «Введение к научным трудам XIX в.» («Introduction aux travaux scientifiques au XIX siècle», 1808), «Индустрия» («L’industrie», vol. 1–4, 1818), «Организатор» («L’organisateur», vol. 1–2, 1819–20), «О промышленной системе» («Du système industriel», pt. 1–3, 1821–1822), «Катехизис промышленников» («Catéchisme des industriels», vol. 1–4, 1823–24), «Новое христианство» («Nouveau Christianisme», 1825).
Уже в ранних работах развивал идеи разделения общества на три осн. класса: класс мудрецов (представители либеральных профессий и артисты), класс собственников и консерваторов и, наконец, класс эгалитариев, или народ. Духовной властью должны обладать исключительно люди науки, учёные, воспитывающие подрастающее поколение. Новой, науч. религией должен стать «физицизм», а негативный моральный принцип («не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой») должен смениться принципом позитивным и активным – «каждый человек должен трудиться».
В дальнейшем С.-С. перешёл от «физицизма» к созданию концепции «социальной физиологии». Либерализму как политич. силе, основанной на собственности и капитале, а также власти класса логистов, защищающих права собственников, С.-С. противопоставил идею индустриализма как продуктивной силы общества. Он говорил о противоположности между старым феодальным обществом, основанным на воинской доблести, а потому аристократическим и теологическим, и обществом современным, носящим сугубо экономич. и индустриальный характер, имеющим целью создание возможно большего количества благ для трудящегося и производящего класса. Между двумя этими состояниями общества С.-С. выделил промежуточную фазу, в которой господствует дух абстракции и метафизики (эта идея трёх состояний общества в дальнейшем будет развита О. Контом). Цель совр. общества – экономич. прогресс – может быть достигнута при наилучшем применении знаний, полученных в науках, искусствах и ремёслах. С энтузиазмом и оптимизмом относясь к машинному производству, С.-С. стремился связать развитие крупной пром-сти и науч. организацию общества с возможностью подлинной человеческой эмансипации.
Разделяя живущих в обществе индивидов на трудящихся, производителей и людей праздных, С.-С. считал, что только производители имеют право называться подлинными гражданами общества, собственники же – только в том случае, если они трудятся. Производители должны занять главенствующее место в обществе, потеснив военных, рантье и чиновников. В будущем обществе воцарятся абсолютная свобода и полное равенство, этому будет способствовать проповедь «нового христианства» – братства всех людей, любви и милосердия.
Идеи С.-С. оказали большое влияние на развитие социальной философии 19 в.; его проект науч. организации обществ. труда, мысль об обязательности труда, индустриалистская программа были восприняты и развиты в более поздних социалистич. доктринах.