КРЕ́ЙСЛЕР КРАЙСЛЕР ФРИЦ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕ́ЙСЛЕР, Крайслер (Kreisler) Фриц (2.2.1875, Вена – 29.1.1962, Нью-Йорк), австр. и амер. скрипач и композитор. В 1885 окончил Венскую конс. по классу скрипки Й. Хельмесбергера (младшего), в 1887 Парижскую конс. по классу скрипки Л. Ж. Массара. В 1889–90 гастролировал с пианистом М. Розенталем в США. Мировую славу ему принесли выступления в Берлине (1899). Гастролировал во многих странах, в т. ч. неоднократно в России (1893–1913). В 1905 мистифицировал муз. общественность, опубликовав «Классические рукописи» – серию пьес для скрипки с фп. под видом обработок произведений композиторов 17–18 вв.: Ф. Куперена, Л. Франкёра, Дж. Б. Мартини, Г. Пуньяни, Л. Боккерини и др. (в 1935 признал своё авторство). В 1915–24 жил гл. обр. в США, в 1924–32 – в Берлине; в 1933–39 (после захвата власти нацистами) – в Париже, с 1939 – в Нью-Йорке. В 1947 оставил концертную эстраду.
Игра К. отличалась особой певучестью (интенсивное вибрато не только в кантилене, но и при исполнении пассажей, широкое использование приёма портаменто), редкой тембровой красочностью, своеобразной танцевальностью и остротой акцентировки, агогич. свободой, декламац. приподнятостью. Сохранившиеся аудиозаписи (1928) К. в дуэте с С. В. Рахманиновым (сонаты для скрипки с фп. G-dur op. 30 № 3 Л. ван Бетховена, A-dur D. 574 Ф. Шуберта и c-moll op. 45 Э. Грига) – шедевры ансамблевого исполнительства. Как композитор К. – мастер муз. миниатюры. Претворил образы венского вальса, ритмы джаза, исп. и венг. танцев, стилизовал старинную франц. и итал. музыку. Миниатюрам К. («Венский каприс», вальсы «Радость любви» и «Муки любви», «Прекрасный розмарин», «Китайский тамбурин», «Сицилиана и Ригодон», «Прелюд и Аллегро») свойственны мелодич. свежесть, изящество, изысканность гармонии, тонкая разработка скрипичной фактуры и фп. сопровождения. В своих редакциях, обработках классич. произведений, виртуозных каденциях К. стремился к упрощению технич. трудностей без ущерба для полноты и блеска звучания инструмента, к обогащению гармонии и фактуры. Миниатюры, транскрипции пьес В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др., выполненные К., положили начало обновлению концертного репертуара скрипачей, повлияли на совр. скрипичное иск-во. Автор оперетт «Яблоневый цвет» (вместе с В. Якоби; 1920, Нью-Йорк) и «Сиси» (1932, Вена), струнного квартета.