Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕ́ЙСЛЕР КРАЙСЛЕР ФРИЦ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 676

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КРЕ́ЙСЛЕР, Крайс­лер (Kreisler) Фриц (2.2.1875, Ве­на – 29.1.1962, Нью-Йорк), австр. и амер. скри­пач и ком­по­зи­тор. В 1885 окон­чил Вен­скую конс. по клас­су скрип­ки Й. Хель­мес­бер­ге­ра (млад­ше­го), в 1887 Па­риж­скую конс. по клас­су скрип­ки Л. Ж. Мас­са­ра. В 1889–90 га­ст­ро­ли­ро­вал с пиа­ни­стом М. Ро­зен­та­лем в США. Ми­ро­вую сла­ву ему при­нес­ли вы­сту­п­ле­ния в Бер­ли­не (1899). Га­ст­ро­ли­ро­вал во мно­гих стра­нах, в т. ч. не­од­но­крат­но в Рос­сии (1893–1913). В 1905 мис­ти­фи­ци­ро­вал муз. об­ще­ст­вен­ность, опуб­ли­ко­вав «Клас­си­че­ские ру­ко­пи­си» – се­рию пьес для скрип­ки с фп. под ви­дом об­ра­бо­ток про­из­ве­де­ний ком­по­зи­то­ров 17–18 вв.: Ф. Ку­пе­ре­на, Л. Фран­кё­ра, Дж. Б. Мар­ти­ни, Г. Пунь­я­ни, Л. Бок­ке­ри­ни и др. (в 1935 при­знал своё ав­тор­ст­во). В 1915–24 жил гл. обр. в США, в 1924–32 – в Бер­ли­не; в 1933–39 (по­сле за­хва­та вла­сти на­цис­та­ми) – в Па­ри­же, с 1939 – в Нью-Йор­ке. В 1947 ос­та­вил кон­церт­ную эс­т­ра­ду.

Иг­ра К. от­ли­ча­лась осо­бой пе­ву­че­стью (ин­тен­сив­ное виб­ра­то не толь­ко в кан­ти­ле­не, но и при ис­пол­не­нии пас­са­жей, ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние приё­ма пор­та­мен­то), ред­кой тем­бро­вой кра­соч­но­стью, свое­об­раз­ной тан­це­валь­но­стью и ост­ро­той ак­цен­ти­ров­ки, аго­гич. сво­бо­дой, дек­ла­мац. припод­ня­то­стью. Со­хра­нив­шие­ся ау­дио­запи­си (1928) К. в ду­эте с С. В. Рах­ма­ни­но­вым (со­на­ты для скрип­ки с фп. G-dur op. 30 № 3 Л. ван Бет­хо­ве­на, A-dur D. 574 Ф. Шу­бер­та и c-moll op. 45 Э. Гри­га) – ше­дев­ры ан­самб­ле­во­го ис­пол­ни­тель­ст­ва. Как ком­по­зи­тор К. – мас­тер муз. ми­ниа­тю­ры. Пре­тво­рил об­ра­зы вен­ско­го валь­са, рит­мы джа­за, исп. и венг. тан­цев, сти­ли­зо­вал ста­рин­ную франц. и итал. му­зы­ку. Ми­ниа­тю­рам К. («Вен­ский ка­прис», валь­сы «Ра­дость люб­ви» и «Му­ки люб­ви», «Пре­крас­ный роз­ма­рин», «Ки­тай­ский там­бу­рин», «Си­ци­лиа­на и Ри­го­дон», «Пре­люд и Ал­лег­ро») свой­ст­вен­ны ме­ло­дич. све­жесть, изя­ще­ст­во, изы­скан­ность гар­мо­нии, тон­кая раз­ра­бот­ка скри­пич­ной фак­ту­ры и фп. со­про­во­ж­де­ния. В сво­их ре­дак­ци­ях, об­ра­бот­ках клас­сич. про­из­ве­де­ний, вир­ту­оз­ных ка­ден­ци­ях К. стре­мил­ся к уп­ро­ще­нию тех­нич. труд­но­стей без ущер­ба для пол­но­ты и бле­ска зву­ча­ния ин­ст­ру­мен­та, к обо­га­ще­нию гар­мо­нии и фак­ту­ры. Ми­ниа­тю­ры, транс­крип­ции пьес В. А. Мо­цар­та, Ф. Шу­бер­та, Р. Шу­ма­на и др., вы­пол­нен­ные К., по­ло­жи­ли на­ча­ло об­нов­ле­нию кон­церт­но­го ре­пер­туа­ра скри­па­чей, по­влия­ли на совр. скри­пич­ное иск-во. Ав­тор опе­ретт «Яб­ло­не­вый цвет» (вме­сте с В. Яко­би; 1920, Нью-Йорк) и «Си­си» (1932, Ве­на), струн­но­го квар­те­та.

Лит.: Lochner L. P. F. Kreisler. N. Y.; L., 1951; Pincherle M., Hauert R. F. Kreisler. Gen., 1956; Раа­бен Л. Н. Жизнь за­ме­ча­тель­ных скри­па­чей. М.; Л., 1967; Ям­поль­ский И. М. Ф. Крейс­лер. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1975; Bell A. C. F. Kreisler remembered: a tribute. Braunton, 1992; Hartnaсk J. W. Große Geiger unserer Zeit. Z., 1993.

Вернуться к началу