БИ́БЕР ГЕНРИХ ИГНАЦ ФРАНЦ ФОН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БИ́БЕР (Biber) Генрих Игнац Франц фон (крещён 12.8.1644, Вартенберг, ныне Страж-под-Ральскем, близ г. Либерец, Чехия – 3.5.1704, Зальцбург), австр. композитор и скрипач. Один из наиболее значит. мастеров барокко. Крупнейший скрипач-виртуоз своего времени. В 1660-х гг. служил в Граце при княжеском дворе, с 1668 в Оломоуце у местного епископа. Со 2-й пол. 1670-х гг. камерный музыкант, с 1684 до конца жизни капельмейстер при дворе архиеп. Зальцбургского. По указу имп. Леопольда I в 1690 возведён в рыцарское звание, получив право именоваться Бибер фон Биберн. Ценная часть наследия – скрипичная и ансамблевая музыка (сонаты, партиты и сюиты-balletti, см. Баллетто). Цикл 15 сонат-мистерий (т. н. Розенкранц-сонаты) для скрипки и бассо континуо (ок. 1674), посвящённых разл. сюжетам из Нового Завета, венчает пассакалия g-moll – шедевр скрипичной лит-ры (её сравнивают со знаменитой чаконой из Партиты d-moll И. С. Баха). В сонатах-мистериях, как и в сборнике трио-сонат «Harmonia artificiosa-ariosa» (1696), Б. широко пользуется приёмом скордатуры для достижения необычных звуковых эффектов и созвучий, извлечь которые на скрипке с традиц. настройкой невозможно. Подчёркнутая экспериментальность отличает и программную музыку Б., в особенности популярные сочинения «Sonata representativa» (1669; названия частей: «Кукушка», «Лягушка», «Курица и петух», «Кошка» и т. п.) и «Битва» (для струнных инструментов и бассо континуо, 1673), с остроумными и запоминающимися звукоизобразительными эффектами. Духовная музыка Б. [Реквием A-dur, «Зальцбургская» (1682) и «Брюссельская» (после 1696) мессы, гимн (мотет) «Plaudite tympana» (1682, для 53 партий), Вечерня (1693, для 32 партий) и др.] демонстрирует свободное владение полифонич. техникой, прочное знание хоровой и инструментальной специфики. Из театральных сочинений Б. сохранилась опера «Упорный побеждает» (ок. 1690). Мн. его сочинения опубликованы в серии «Памятники музыкального искусства Австрии».