Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКОРДАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 362

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Фраёнова
Образец скордатуры.

СКОРДАТУ́РА (итал. scordatura, от scor­do – рас­страи­вать [му­зы­каль­ный ин­стру­мент]), из­ме­не­ние стан­дарт­ной на­строй­ки струн­но­го ин­ст­ру­мен­та и свя­зан­ные с этим приё­мы со­чи­не­ния, но­та­ции и ис­пол­не­ния му­зы­ки. С. ис­поль­зу­ет­ся для со­ли­рую­ще­го ин­ст­ру­мен­та, при­чём пе­ре­строй­ке мо­гут под­верг­нуть­ся од­на, не­сколько или все стру­ны. В нот­ной за­пи­си му­зы­ки при­сут­ст­ву­ют «вир­ту­аль­ные» зву­ки: но­та­ция фик­си­ру­ет ме­сто на­хо­ж­де­ния зву­ков на гри­фе так, как ес­ли бы скри­пач (лют­нист, аль­тист, вио­лон­че­лист) иг­рал на ин­ст­ру­мен­те со стан­дарт­ной на­строй­кой, поль­зу­ясь удоб­ной ап­пли­ка­ту­рой. С по­мо­щью С. мож­но из­вле­кать ак­кор­ды, ин­тер­ва­лы и двой­ные но­ты, не­дос­ти­жи­мые при обыч­ной на­строй­ке; об­ра­зу­ют­ся воз­мож­но­сти для тем­бро­вых эф­фек­тов. Наи­бо­лее ши­ро­ко и раз­но­образ­но С. ис­поль­зо­ва­лась в 17–18 вв. Сре­ди вы­даю­щих­ся об­раз­цов му­зы­ки – т. н. Ро­зен­кранц-со­на­ты для скрип­ки и бас­со кон­ти­нуо Г. И. Ф. фон Би­бе­ра (ок. 1674), где 14 со­нат из 15 (кро­ме пер­вой, на­пи­сан­ной для скрип­ки с обыч­ной квин­то­вой на­строй­кой) со­чи­не­ны с при­ме­не­ни­ем 14 раз­ных ви­дов С. Ис­кус­ст­во С. бы­ло со вре­ме­нем ут­ра­че­но, в 19 в. из­вест­ны отд. слу­чаи её ис­поль­зо­ва­ния. Уме­ние иг­рать по ста­рин­ным но­там, за­пи­сан­ным с по­мо­щью С., воз­ро­ж­да­ет­ся в рус­ле ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва.

Вернуться к началу