Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАНДО́ШКИН ИВАН ЕВСТАФЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 742

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХАНДО́ШКИН Иван Ев­стафь­е­вич [1747, С.-Пе­тер­бург? – 18(30).3.1804, там же], рос. скри­пач, ком­по­зи­тор. Ос­но­во­по­лож­ник рус. скри­пич­ной шко­лы. Обу­чал­ся у Т. Пор­ты – скри­па­ча «Ита­лиан­ской кам­па­нии» (С.-Пе­тер­бург). В 1760 за­чис­лен в ор­кестр бу­ду­ще­го имп. Пет­ра III, в 1762 – в При­двор­ный ор­кестр. Один из пер­вых учи­те­лей му­зы­ки РАХ (в 1764 пре­по­да­вал иг­ру на скрип­ке). В нач. 1780-х гг. на­хо­дил­ся на при­двор­ной служ­бе как ка­мер- му­зы­кант и ка­пель­мей­стер баль­ной му­зы­ки. В 1784 со­труд­ни­чал с ба­летм. Г. Анд­жо­ли­ни и ком­пози­то­ром К. Ка­ноб­био: был скри­па­чом при­двор­ных ор­ке­ст­ров, ре­пе­ти­то­ром и ди­ри­жё­ром ба­лет­ных спек­так­лей. В 1785 при­гла­шён в ка­че­ст­ве «на­чаль­ни­ка уни­вер­си­те­та» в муз. ака­демию в Ека­те­ри­но­сла­ве, уч­ре­ж­дён­ную свет­лей­шим кня­зем Г. А. По­тём­ки­ным (про­ект ос­тал­ся не­реа­ли­зо­ван­ным). С 1788 жил в С.-Пе­тер­бур­ге на ка­зён­ную пен­сию.

Х. ак­тив­но уча­ст­во­вал в кон­цер­тах как скри­пач-вир­ту­оз: в Не­мец­ком те­ат­ре (1780), при ма­лом дво­ре вел. кн. Пав­ла Пет­ро­ви­ча, в те­ат­раль­ных за­лах и учеб­ных за­ве­де­ни­ях С.-Пе­тер­бур­га. Об­ла­дал не­за­уряд­ным да­ром им­про­ви­за­ции и тех­нич. мас­тер­ст­вом; ши­ро­ко ис­поль­зо­вал при­ём скор­да­ту­ры. По не­ко­то­рым дан­ным, при­ме­нял смы­чок кон­ст­рук­ции Дж. Тар­ти­ни. Со­чи­нял му­зы­ку пре­им. для скрип­ки (соль­ную и ан­самб­ле­вую), ав­тор 10 скри­пич­ных со­нат (из них 9 соль­ных), бо­лее 50 ва­риа­ций на те­мы рус. нар. пе­сен; ав­тор­ст­во Кон­цер­та для аль­та со струн­ным ор­ке­ст­ром ос­та­ёт­ся под во­про­сом. Со­на­ты для скрип­ки со­ло трёх­ча­ст­ны, на­пи­са­ны по об­щей схе­ме: 1-я ч. мед­лен­ная, 2-я ч. – со­нат­ная фор­ма или ме­ну­эт, 3-я ч. – тан­це­валь­ный фи­нал. Со­на­та для скрип­ки и ба­са со­сто­ит из двух час­тей, при­чём 2-я ч. пред­став­ля­ет со­бой соль­ную вир­ту­оз­ную ка­ден­цию.

Лит.: Фе­сеч­ко Г. Ф. И. Е. Хан­дош­кин. Л., 1972; Доб­ро­хо­тов Б. В. И. Е. Хан­дош­кин // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1985. Т. 3. Ч. 2; Бе­ре­зов­чук Л. Н. Хан­дош­кин // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. ХVIII век: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. СПб., 2000. Кн. 3.

Вернуться к началу