ХАНДО́ШКИН ИВАН ЕВСТАФЬЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАНДО́ШКИН Иван Евстафьевич [1747, С.-Петербург? – 18(30).3.1804, там же], рос. скрипач, композитор. Основоположник рус. скрипичной школы. Обучался у Т. Порты – скрипача «Италианской кампании» (С.-Петербург). В 1760 зачислен в оркестр будущего имп. Петра III, в 1762 – в Придворный оркестр. Один из первых учителей музыки РАХ (в 1764 преподавал игру на скрипке). В нач. 1780-х гг. находился на придворной службе как камер- музыкант и капельмейстер бальной музыки. В 1784 сотрудничал с балетм. Г. Анджолини и композитором К. Каноббио: был скрипачом придворных оркестров, репетитором и дирижёром балетных спектаклей. В 1785 приглашён в качестве «начальника университета» в муз. академию в Екатеринославе, учреждённую светлейшим князем Г. А. Потёмкиным (проект остался нереализованным). С 1788 жил в С.-Петербурге на казённую пенсию.
Х. активно участвовал в концертах как скрипач-виртуоз: в Немецком театре (1780), при малом дворе вел. кн. Павла Петровича, в театральных залах и учебных заведениях С.-Петербурга. Обладал незаурядным даром импровизации и технич. мастерством; широко использовал приём скордатуры. По некоторым данным, применял смычок конструкции Дж. Тартини. Сочинял музыку преим. для скрипки (сольную и ансамблевую), автор 10 скрипичных сонат (из них 9 сольных), более 50 вариаций на темы рус. нар. песен; авторство Концерта для альта со струнным оркестром остаётся под вопросом. Сонаты для скрипки соло трёхчастны, написаны по общей схеме: 1-я ч. медленная, 2-я ч. – сонатная форма или менуэт, 3-я ч. – танцевальный финал. Соната для скрипки и баса состоит из двух частей, причём 2-я ч. представляет собой сольную виртуозную каденцию.