Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СМЫЧО́К

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 513-514

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фото Я. А. Фраёнова Скрипичные смычки: современный и «аутентичный».

СМЫЧО́К (итал. arco, франц. archet, англ. bow, нем. Bogen, букв. – ду­га, лук, ар­ка), при­спо­соб­ле­ние для из­вле­че­ния зву­ка на струн­ных смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тах. Осн. час­ти – де­рев. трость (древ­ко) и пу­чок кон­ско­го во­ло­са. Воз­ник­но­ве­ние С. и смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тов пред­по­ло­жи­тель­но вос­хо­дит к ко­че­вым куль­ту­рам Центр. Азии (один из ре­лик­то­вых ин­ст­ру­мен­тов – монг. мо­рин­хур, свя­зан­ный с куль­том ко­ня), со вре­ме­нем смыч­ко­вые ин­ст­ру­мен­ты ста­ли ис­поль­зо­вать­ся в араб., иран., кит., инд. му­зы­ке. По­яв­ле­ние С. в Ев­ро­пе в нач. 2-го тыс. свя­зы­ва­ют с проник­но­ве­ни­ем че­рез Пи­ре­ней­ский п-ов араб. смыч­ко­во­го ре­ба­ба. В тра­диц. не­ев­ро­пей­ской му­зы­ке по­ны­не ис­поль­зу­ют­ся С. вы­гну­тые и пря­мые (напр., смы­чок ке­ман­чи).

В Ев­ро­пе С. эво­лю­цио­ни­ро­вал от форм с вы­гну­той тро­стью (см. илл. к ст. Ре­бек) че­рез дли­тель­ный пе­ри­од ис­поль­зо­ва­ния форм с пря­мой тро­стью (см. илл. к ст. Вие­ла; по­доб­ные С. ха­рак­тер­ны для ви­ол и ста­рин­ных скри­пок) к С. с во­гну­той тро­стью. Все из­ме­не­ния в кон­ст­рук­ции бы­ли обу­слов­ле­ны ху­дож. и тех­нич. тре­бо­ва­ния­ми му­зы­ки, раз­ви­ти­ем ин­ст­ру­мен­та­рия и удоб­ст­вом иг­ры. В 1-й пол. 17 в. за­фик­си­ро­ва­ны С. с пря­мой тро­стью и клю­во­вид­ным кон­цом, у ко­то­рых угол, об­ра­зуе­мый тро­стью и во­ло­сом, уве­ли­чи­ва­ет­ся к ко­лод­ке; во 2-й пол. 17 в. по­я­ви­лись С. с изящ­ным изо­гну­тым кон­цом и па­рал­лель­ным рас­по­ло­же­ни­ем тро­сти и во­ло­са. Рас­чёт дли­ны С. в за­ви­си­мо­сти от мен­зу­ры ин­ст­ру­мен­та стал про­из­во­дить­ся не позд­нее 1-й пол. 17 в. Важ­ным об­стоя­тель­ст­вом в раз­ви­тии С. по­слу­жи­ло усо­вер­шен­ст­во­ва­ние ко­лод­ки в ниж­ней час­ти С. Пер­во­на­чаль­ным на­зна­че­ни­ем ко­лод­ки бы­ла толь­ко фик­са­ция во­ло­са, и ста­рин­ная ма­не­ра ре­гули­ро­вать на­тяже­ние во­ло­са паль­ца­ми во вре­мя иг­ры ви­оль­ным смыч­ком со­хра­ня­лась до кон. 17 в. Ре­во­лю­ци­он­ное зна­че­ние име­ло вне­дре­ние в нач. 18 в. ко­лод­ки с вин­том для ре­гу­ли­ро­ва­ния на­тя­же­ния во­ло­са. Даль­ней­шее из­ме­не­ние кон­ст­рук­ции С. свя­за­но гл. обр. с ис­то­ри­ей скрип­ки. На про­тя­же­нии 18 в. сме­ни­лось неск. ва­ри­ан­тов С., впо­след­ст­вии ус­лов­но на­зван­ных по име­нам скри­па­чей-вир­туо­зов: ок. 1700 поя­вил­ся «смы­чок Ко­рел­ли», ок. 1730–1740 – «смы­чок Тар­ти­ни» (оба с лёг­ким изо­гну­тым кон­цом; у по­след­не­го улуч­шен ба­ланс ко­лод­ки и го­лов­ки, уве­ли­че­на ра­бо­чая часть стру­ны), ок. 1770 – «смы­чок Кра­ме­ра» (с ха­рак­тер­ным «ту­пым», «квад­рат­ным» кон­цом и слег­ка во­гну­той тро­стью). К кон. 18 в. из­го­тов­ле­ние С. ста­ло са­мо­сто­ят. ре­мес­лом (ра­нее С. из­го­тав­ли­ва­ли скри­пич­ные мас­те­ра). Совр. фор­ма С. с во­гну­той тро­стью (на илл. сле­ва) ус­та­нов­ле­на в кон. 18 в. франц. мас­те­ром Ф. Тур­том (Турт-млад­ший; 1747–1835), им же най­де­ны оп­ти­маль­ные дли­на и вес, центр тя­же­сти, оп­ре­де­ле­на наи­луч­шая – лёг­кая, проч­ная, уп­ру­гая дре­ве­си­на для тро­сти: фер­на­бу­ко­вое де­ре­во (це­заль­пи­ния ежо­вая, Caesalpinia echinata). Ис­то­рич. цен­тры из­го­тов­ле­ния С. – Па­риж и Мир­кур (Ло­та­рин­гия), сре­ди круп­ней­ших смыч­ко­вых мас­те­ров про­шло­го – Д. Пек­кат, Ф. Н. Вуа­рен, Э. Па­жо, экс­пе­ри­мен­та­тор Ф. Виль­ом, в Анг­лии – Дж. Додд, Дж. Таббс, в Рос­сии – Н. Ф. Кит­тель («рус­ский Турт»). Для совр. С. ус­та­нов­ле­ны стан­дар­ты дли­ны и ве­са: соб­ст­вен­но скри­пич­ный С. – 75 см, 51–63 г; аль­то­вый – 75 см, 63–65 г; вио­лон­чель­ный – 70 см, 70–75 г; они раз­ли­ча­ют­ся так­же про­пор­ция­ми час­тей, ши­ри­ной лен­ты во­ло­са и др. Кон­тра­ба­со­вый С. су­ще­ст­ву­ет в 2 раз­но­вид­но­стях: «фран­цуз­ской» (на­по­до­бие вио­лон­чель­но­го С.) и «не­мец­кой» (с вы­сокой ко­лод­кой). Для скри­пич­ных С. ис­поль­зу­ет­ся бе­лый во­лос мон­голь­ской ло­ша­ди. Пе­ред иг­рой С. на­ти­ра­ют ка­ни­фо­лью. В рам­ках ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва ис­поль­зу­ют­ся С. с изо­гну­тым кон­цом и пря­мой тро­стью – ча­ще из дре­ве­си­ны тиг­ро­во­го (змеи­но­го) де­ре­ва (Brosimum aubletii) (на илл. спра­ва).

Лит.: Retford W. C. Bows and bow makers. L., 1964; Bachmann W. Die Anfänge des Streichinstrumentenspiels. 2. Aufl. Lpz., 1966. См. так­же лит. при стать­ях Скрип­ка, Вио­лон­чель, Кон­тра­бас.

Вернуться к началу