СМЫЧО́К
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СМЫЧО́К (итал. arco, франц. archet, англ. bow, нем. Bogen, букв. – дуга, лук, арка), приспособление для извлечения звука на струнных смычковых инструментах. Осн. части – дерев. трость (древко) и пучок конского волоса. Возникновение С. и смычковых инструментов предположительно восходит к кочевым культурам Центр. Азии (один из реликтовых инструментов – монг. моринхур, связанный с культом коня), со временем смычковые инструменты стали использоваться в араб., иран., кит., инд. музыке. Появление С. в Европе в нач. 2-го тыс. связывают с проникновением через Пиренейский п-ов араб. смычкового ребаба. В традиц. неевропейской музыке поныне используются С. выгнутые и прямые (напр., смычок кеманчи).
В Европе С. эволюционировал от форм с выгнутой тростью (см. илл. к ст. Ребек) через длительный период использования форм с прямой тростью (см. илл. к ст. Виела; подобные С. характерны для виол и старинных скрипок) к С. с вогнутой тростью. Все изменения в конструкции были обусловлены худож. и технич. требованиями музыки, развитием инструментария и удобством игры. В 1-й пол. 17 в. зафиксированы С. с прямой тростью и клювовидным концом, у которых угол, образуемый тростью и волосом, увеличивается к колодке; во 2-й пол. 17 в. появились С. с изящным изогнутым концом и параллельным расположением трости и волоса. Расчёт длины С. в зависимости от мензуры инструмента стал производиться не позднее 1-й пол. 17 в. Важным обстоятельством в развитии С. послужило усовершенствование колодки в нижней части С. Первоначальным назначением колодки была только фиксация волоса, и старинная манера регулировать натяжение волоса пальцами во время игры виольным смычком сохранялась до кон. 17 в. Революционное значение имело внедрение в нач. 18 в. колодки с винтом для регулирования натяжения волоса. Дальнейшее изменение конструкции С. связано гл. обр. с историей скрипки. На протяжении 18 в. сменилось неск. вариантов С., впоследствии условно названных по именам скрипачей-виртуозов: ок. 1700 появился «смычок Корелли», ок. 1730–1740 – «смычок Тартини» (оба с лёгким изогнутым концом; у последнего улучшен баланс колодки и головки, увеличена рабочая часть струны), ок. 1770 – «смычок Крамера» (с характерным «тупым», «квадратным» концом и слегка вогнутой тростью). К кон. 18 в. изготовление С. стало самостоят. ремеслом (ранее С. изготавливали скрипичные мастера). Совр. форма С. с вогнутой тростью (на илл. слева) установлена в кон. 18 в. франц. мастером Ф. Туртом (Турт-младший; 1747–1835), им же найдены оптимальные длина и вес, центр тяжести, определена наилучшая – лёгкая, прочная, упругая древесина для трости: фернабуковое дерево (цезальпиния ежовая, Caesalpinia echinata). Историч. центры изготовления С. – Париж и Миркур (Лотарингия), среди крупнейших смычковых мастеров прошлого – Д. Пеккат, Ф. Н. Вуарен, Э. Пажо, экспериментатор Ф. Вильом, в Англии – Дж. Додд, Дж. Таббс, в России – Н. Ф. Киттель («русский Турт»). Для совр. С. установлены стандарты длины и веса: собственно скрипичный С. – 75 см, 51–63 г; альтовый – 75 см, 63–65 г; виолончельный – 70 см, 70–75 г; они различаются также пропорциями частей, шириной ленты волоса и др. Контрабасовый С. существует в 2 разновидностях: «французской» (наподобие виолончельного С.) и «немецкой» (с высокой колодкой). Для скрипичных С. используется белый волос монгольской лошади. Перед игрой С. натирают канифолью. В рамках аутентичного исполнительства используются С. с изогнутым концом и прямой тростью – чаще из древесины тигрового (змеиного) дерева (Brosimum aubletii) (на илл. справа).