КОНТРАБА́С
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНТРАБА́С (от итал. contrabbasso), струнный смычковый инструмент. Самый большой по размеру и самый низкий по звучанию среди совр. струнных инструментов. Длина корпуса 110–120 см, общая длина инструмента ок. 180 см, длина звучащей части струны ок. 105 см. Объединяет особенности инструментов скрипичного и виольного (покатые плечи, тупые углы, высокие обечайки, плоская нижняя дека) семейств. К. – единственный смычковый инструмент с механич. колками (изобретены в 18 в.). Настройка квартовая: «ми» – «ля» контроктавы – «ре» – «соль» большой октавы. В симфонич. оркестры включаются также К. с нижней 5-й струной («до» контроктавы) либо спец. приспособлением для понижения струны «ми». Диапазон ок. 4 октав. Нотируется в басовом, теноровом и скрипичном ключах, записывается октавой выше звучания. Используются смычки двух видов: с низкой колодкой (т. н. французский; близок виолончельному) и с высокой колодкой (виольного типа).
Инструмент-предшественник К., контрабасовая виола (одно из её названий – виолоне, итал. violone), появился на рубеже 15–16 вв. Контрабасовые виолы использовались в церковной и светской музыке (в группе бассо континуо), входили в оркестр оперного театра. До 19 в. контрабасовые смычковые инструменты существовали во множестве разновидностей; со временем менялись их формы, размеры, количество струн, настройки. Важное место в истории К. занимает т. н. венский пятиструнник – инструмент с терцово-квартовой настройкой (18 в.); для него сочиняли музыку Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Я. Ванхаль, Ф. Хофмайстер, контрабасист-виртуоз И. Шпергер (автор 18 концертов), среди исполнителей – Й. Кемпфер, Ф. Пихельбергер (Пишельбергер). Совр. облик К. приобрёл в 19 в. К. и контрабасовые виолы (позднее часто переделывались в К.) строили мастера Италии [А. и Н. Амати, Гаспаро да Сало, М. Бергонци, А. Страдивари, К. Тесторе, представители семейств Гранчино, Гварнери, Руджиери (Руджери), Маджини, Тодини, Гальяно], Австрии и Германии (Я. Штайнер, А. Пош, Й. Клотц, И. Штадльман, мастера из городов Фюссен, Миттенвальд, Маркнойкирхен), Франции (Ж. Б. Вильом, Э. О. Бернардель), Бельгии, Нидерландов; в России К. изготавливали И. А. Батов, Л. Отто, Т. Ф. Подгорный и др. В 20–21 вв. наряду с мануфактурными и фабричными инструментами продолжают создаваться К. по старинным моделям.
Усовершенствование К. и иск-ва игры на нём связано гл. обр. с развитием симфонич. оркестра. В партитурах Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена сложилась практика дублирования контрабасами партии виолончелей. Новые худож. и технич. возможности К. открыли в своих симфонич. и оперных сочинениях Г. Берлиоз, Дж. Верди, Р. Вагнер, И. Брамс, П. И. Чайковский, К. Сен-Санс, Н. А. Римский-Корсаков, позднее – Р. Штраус, Г. Малер, М. Равель, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке и др. композиторы. Среди наиболее значительных камерных произведений с участием К. – Фп. квинтет «Форель» Ф. Шуберта, септет «История солдата» И. Ф. Стравинского, струнный квинтет А. Дворжака, квинтет для гобоя, кларнета и трёх струнных С. С. Прокофьева.
Помимо академич. музыки, К. широко распространён в джазе, ансамблях нар. музыки мн. стран Европы и Америки (в т. ч. в локальных вариантах инструмента), разного рода эстрадных ансамблях.
Крупнейшие контрабасисты прошлого – итал. виртуозы Д. Драгонетти (кон. 18 – 1-я пол. 19 вв.), Дж. Боттезини. Нац. школы игры на К. сложились в Чехии, Австрии, Германии (нем. музыкант Ф. Варнеке написал первую книгу о К., 1909), Франции, Италии. Отеч. контрабасовое иск-во представлено именами виртуозов – С. А. Кусевицкого, И. Ф. Гертовича, Р. М. Азархина, Л. Г. Андреева и др.