РЕБЕ́К
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕБЕ́К (англ., франц. rebec, нем. Rebec, итал. rebeca, исп. rabel и др.), зап.-европ. струнный смычковый инструмент Средневековья и Возрождения. Его прототипом был предположительно зап.-араб. ребаб. Термин «Р.» появился не ранее последней четв. 14 в.: франц. хронист, аббат бенедиктинского мон. Эмерик де Перак сравнивал звук Р. (лат. rebeca) с женским голосом. В 13–14 вв. определился характерный вид инструмента: небольшой долблёный корпус грушевидной формы, плавно переходящий в сужающуюся шейку, серповидная колковая коробка с завитком или резной головкой, подгрифок. Предположительно именно в таком виде инструмент (согласно трактату «Об изобретении и пользе музыки» Й. Тинкториса, изобретённый французами) получил назв. «Р.» (у Тинкториса – лат. rebecum). В дальнейшем форма, размеры, количество струн продолжали варьироваться. По данным Иеронима Моравского («Трактат о музыке», ок. 1272), 2-струнный Р. (лат. rubeba) имел квинтовую настройку. М. Агрикола в трактате «Инструментальная музыка, [изложенная] по-немецки» («Musica instrumentalis deudsch», 1529) сообщает о настройке по квинтам разных регистровых разновидностей 3-струнного Р. Наряду с виелой, Р. – типичный инструмент зап.-европ. менестрелей. Согласно изображениям, при игре инструмент держали у плеча или на коленях, способ держания смычка – захватом сверху (т. н. скрипичный способ). В описаниях празднеств присутствует как инструмент ансамблевого музицирования. Репертуар – готовые пьесы и виртуозные, импровизировавшиеся на публике, обработки популярных песен и композиций.