Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕБЕ́К

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 289

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ребек. Фра Анджелико. Музицирующий ангел (фрагмент картины «Мадонна Линайуоли»). 1433–36. Музей Сан-Марко (Флоренция).

РЕБЕ́К (англ., франц. rebec, нем. Rebec, итал. rebeca, исп. rabel и др.), зап.-ев­роп. струн­ный смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния. Его про­то­ти­пом был пред­по­ло­жи­тель­но зап.-араб. ре­баб. Тер­мин «Р.» поя­вил­ся не ра­нее по­след­ней четв. 14 в.: франц. хро­нист, аб­бат бе­не­дик­тин­ско­го мон. Эме­рик де Пе­рак срав­ни­вал звук Р. (лат. rebeca) с жен­ским го­ло­сом. В 13–14 вв. оп­ре­де­лил­ся ха­рак­тер­ный вид ин­ст­ру­мен­та: не­боль­шой долб­лё­ный кор­пус гру­ше­вид­ной фор­мы, плав­но пе­ре­хо­дя­щий в су­жаю­щую­ся шей­ку, сер­по­вид­ная кол­ко­вая ко­роб­ка с за­вит­ком или рез­ной го­лов­кой, под­гри­фок. Пред­по­ло­жи­тель­но имен­но в та­ком ви­де ин­ст­ру­мент (со­глас­но трак­та­ту «Об изо­бре­те­нии и поль­зе му­зы­ки» Й. Тинк­то­ри­са, изо­бре­тён­ный фран­цу­за­ми) по­лу­чил назв. «Р.» (у Тинк­то­ри­са – лат. rebecum). В даль­ней­шем фор­ма, раз­ме­ры, ко­ли­че­ст­во струн про­дол­жа­ли варь­и­ро­вать­ся. По дан­ным Ие­ро­ни­ма Мо­рав­ско­го («Трак­тат о му­зы­ке», ок. 1272), 2-струн­ный Р. (лат. rubeba) имел квин­то­вую на­строй­ку. М. Аг­ри­ко­ла в трак­та­те «Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка, [из­ло­жен­ная] по-не­мец­ки» («Musica instrumentalis deudsch», 1529) со­об­ща­ет о на­строй­ке по квин­там раз­ных ре­ги­ст­ро­вых раз­но­вид­но­стей 3-струн­но­го Р. На­ря­ду с вие­лой, Р. – ти­пич­ный ин­ст­ру­мент зап.-ев­роп. ме­не­ст­ре­лей. Со­глас­но изо­бра­же­ни­ям, при иг­ре ин­ст­ру­мент дер­жа­ли у пле­ча или на ко­ле­нях, спо­соб дер­жа­ния смыч­ка – за­хва­том свер­ху (т. н. скри­пич­ный спо­соб). В опи­са­ни­ях празд­неств при­сут­ст­ву­ет как ин­ст­ру­мент ан­самб­ле­во­го му­зи­ци­ро­ва­ния. Ре­пер­ту­ар – го­то­вые пье­сы и вир­ту­оз­ные, им­про­визи­ро­вав­шие­ся на пуб­ли­ке, об­ра­бот­ки по­пу­ляр­ных пе­сен и ком­по­зи­ций.

Лит.: Са­по­нов М. Ре­бек // Му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты: Эн­цик­ло­пе­дия. М., 2008; Page Ch. Jerome of Moravia on the rubeba and viella // Medieval music. Farnham; Burlington, 2011.

Вернуться к началу