Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИЕ́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 269

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Сапонов
Виела. Фрагмент фрески «Сцена из жизни Иоанна Крестителя: празднество Ирода» Джотто. 1320. Капелла Перуцци. Церковь Санта-Кроче (Флоренция).

ВИЕ́ЛА (франц. vièle, vielle; лат. viella; ста­ро­про­ван­саль­ское viola), фи­дель (нем. Fiedel), фидл (англ. fiddle), 1) рас­про­стра­нён­ные в сред­ние ве­ка в Зап. Ев­ро­пе на­име­но­ва­ния струн­ных смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тов с лют­не- или ги­та­ро­об­раз­ной фор­мой кор­пу­са; 2) струн­ный смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент, рас­про­стра­нён­ный в Зап. Ев­ро­пе в эпо­ху Сред­не­ве­ко­вья. В от­ли­чие от др. сред­не­ве­ко­вых струн­ных (ре­бек и т. п.), шей­ка В. из­го­тав­ли­ва­лась от­дель­но и при­кре­п­ля­лась к кор­пу­су. Оваль­ный (пря­мо­уголь­ный, «ло­па­то­об­раз­ный») кор­пус В. имел бо­ко­вые вы­ем­ки для удоб­ст­ва ве­де­ния смыч­ка, ре­зо­на­тор­ные от­вер­стия [обыч­но пар­ные, уз­кие, с-об­раз­ной («эс­ной») фор­мы]. В ико­но­гра­фии пред­став­ле­ны ин­ст­ру­мен­ты с раз­ным ко­ли­че­ст­вом струн (2–6), од­на­ко, со­глас­но Ие­ро­ни­му Мо­рав­ско­му («Трак­тат о му­зы­ке», ме­ж­ду 1272 и 1304), луч­шим ва­ри­ан­том В. счи­та­лась 5-струн­ная В. На­строй­ка от­ли­ча­лась мно­го­об­ра­зи­ем ва­ри­ан­тов и за­ви­се­ла от раз­ных об­стоя­тельств (вклю­чая фор­му под­став­ки под стру­на­ми – пло­скую или оваль­ную) и от по­треб­но­стей иг­рав­ше­го на В. ме­не­ст­ре­ля. По­ло­же­ние ин­ст­ру­мен­та и смыч­ка при иг­ре так­же за­ви­се­ло от си­туа­ции му­зи­ци­ро­ва­ния, ха­рак­те­ра му­зы­ки, ме­ст­ных тра­ди­ций. В. рас­по­ла­га­ли на пле­че для ис­пол­не­ния раз­ви­тых ме­ло­дий и ор­на­мен­ти­ро­ван­ных им­про­ви­за­ций; для про­сто­го ак­ком­па­не­мен­та (ос­ти­нат­ная фи­гу­ра, бур­дон) под­хо­ди­ло лю­бое по­ло­же­ние, вплоть до вер­ти­каль­но­го. В герм. зем­лях В. (фи­дель) час­то под­ве­ши­ва­лась на лен­те на гру­ди у шпиль­ма­на, что по­зво­ля­ло иг­рать на хо­ду. Бла­го­да­ря утон­чён­но­сти зву­ча­ния, бо­гат­ст­ву ме­ло­дич. воз­мож­но­стей, уни­вер­са­лиз­му в при­ме­не­нии («хо­ро­ший мас­тер сыг­ра­ет на вие­ле лю­бой кан­тус, лю­бую шан­сон и лю­бую му­зы­каль­ную фор­му во­об­ще») Ио­анн де Гро­кейо в трак­та­те «О му­зы­ке» (ок. 1300) по­мес­тил В. во гла­ве цен­но­ст­ной ие­рар­хии муз. ин­ст­ру­мен­тов то­го вре­ме­ни. Вла­дев­шие ви­ель­ным иск-вом ме­не­ст­ре­ли вы­со­ко це­ни­лись ме­це­на­та­ми и пуб­ли­кой; В. не­от­де­ли­ма и от твор­че­ст­ва тру­ба­ду­ров. К кон. 15 в. в Ита­лии В. с бур­дон­ной стру­ной транс­фор­ми­ро­ва­лась в ре­нес­санс­ную ли­ру да брач­чо, а В. без бур­дон­ной стру­ны – в вио­лу да брач­чо; на Бри­тан­ских о-вах В. со­хра­ня­лась ещё в прав­ле­ние Ген­ри­ха VIII (1-я пол. 16 в.).

Лит.: Page Ch. An aspect of medieval fiddle construction // Early Music. 1974. № 2; Rem­nant  M., Page Ch. The diversity of medieval fiddles // Ibid. 1975. № 1; Brown H. M. Tre­cento fiddle and its bridges // Ibid. 1989. № 3; Bec P. Vièle et rebec: fausses étymologies, motivations secondaires et latinisations médié­vales // Jérôme de Moravie: un théoricien de la musique dans le milieu intellectuel parisien du XIII siècle. P., 1992; Page Ch. Le troisième accord pour vièle de Jérôme de Moravie – jongleurs et «anciens Pères» de France // Ibid; Са­по­нов М. Ме­не­ст­ре­ли: Кни­га о му­зы­ке сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пы. М., 2004.

Вернуться к началу