Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИОЛОНЧЕ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 364

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Сахарова

ВИОЛОНЧЕ́ЛЬ (итал. violoncello), струн­ный смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент скри­пич­но­го се­мей­ст­ва. По кон­ст­рук­ции бли­зок скрип­ке (от­ли­ча­ет­ся бо́ль­ши­ми раз­ме­ра­ми). Дли­на кор­пу­са 75–77 см. Строй на ок­та­ву ни­же аль­та: «до» – «соль» большой – «ре» – «ля» ма­лой ок­та­вы. Диа­па­зон ок. 5 ок­тав – боль­ше, чем у др. ин­ст­ру­мен­тов скри­пич­но­го се­мей­ст­ва. Но­ти­ру­ет­ся в ба­со­вом, те­но­ро­вом и скри­пич­ном клю­чах. Об­ла­да­ет уни­каль­ным ре­ги­ст­ро­вым раз­но­об­ра­зи­ем.

Ин­ст­ру­мен­ты ти­па В. поя­ви­лись на ру­бе­же 15–16 вв. в Ита­лии в ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ва­ния ин­ст­ру­мен­тов се­мей­ст­ва ви­ол. Суть кон­ст­рук­тив­ных из­ме­не­ний за­клю­ча­лась в по­ис­ках наи­бо­лее со­вер­шен­но­го аку­сти­че­ски те­но­ро­во­го ин­ст­ру­мен­та. Наи­бо­лее ран­ние из со­хра­нив­ших­ся об­раз­цов В. бы­ли из­го­тов­ле­ны в Бре­шии во 2-й пол. 16 в. В 16–17 вв. мас­те­ра­ми Кре­мо­ны соз­дан клас­сич. тип В., луч­ши­ми в 17 в. счи­та­ют­ся ин­ст­ру­мен­ты Н. Ама­ти. Вио­лон­че­ли А. Стра­ди­ва­ри с яр­ким зву­ком те­но­ро­во­го тем­бра – вер­шин­ная фор­ма ин­ст­ру­мен­та. В 17–19 вв. ра­бо­та­ли вы­даю­щие­ся мас­те­ра и ди­на­стии мас­те­ров: К. Бер­гон­ци, Гва­да­ни­ни, Гвар­не­ри, Руд­же­ри, Д. Мон­тань­ян (Ита­лия), Н. Лю­по, Ж. Б. Виль­ом (Фран­ция), Я. Штай­нер (Гер­ма­ния). В ма­не­ре Штай­не­ра ра­бо­та­ло боль­шин­ст­во пред­ста­ви­те­лей Сою­за мас­те­ров струн­ных ин­ст­ру­мен­тов Мит­тен­валь­да (Ба­ва­рия), ор­га­ни­зо­ван­но­го в 1684 и су­ще­ст­во­вав­ше­го до кон. 19 в. Од­ним из основа­те­лей это­го круп­но­го цен­тра был М. Клотц – ро­до­на­чаль­ник ди­на­стии, ко­то­рая ра­бо­та­ла в Мит­тен­валь­де на про­тя­же­нии ок. 200 лет. В Рос­сии ве­ли­ко­леп­но зву­ча­щие ин­ст­ру­мен­ты де­ла­ли И. А. Ба­тов, Н. Ф. Кит­тель, Т. Ф. Под­гор­ный.

Виолончель работы А. Страдивари. Верхняя дека; головка (вид сбоку). 1733. Госколлекция уникальных музыкальных инструментов (Москва).

В. на­ча­ла при­об­ре­тать са­мо­стоя­тель­ность в ря­ду струн­ных ин­ст­ру­мен­тов с 17 в. и по­сте­пен­но вхо­ди­ла в груп­пу со­ли­рую­щих ин­ст­ру­мен­тов (напр., в 12 кон­чер­то грос­со ор. 6 А. Ко­рел­ли, из­дан­ных в 1714). В со­чи­не­ни­ях И. С. Ба­ха В. при­ме­ня­ет­ся как об­ли­гат­ный ин­ст­ру­мент в кан­та­тах, в «Бран­ден­бург­ских» кон­цер­тах (в ря­де кан­тат ис­поль­зо­ва­на 5-струн­ная В.-пик­ко­ло). 6 сю­ит Ба­ха для В. со­ло (1717–23) – един­ст­вен­ный опыт ис­поль­зо­ва­ния В. как соль­но­го по­ли­фо­нич. ин­ст­ру­мен­та. Важ­ная роль в раз­ви­тии вио­лон­чель­но­го иск-ва при­над­ле­жит Л. Бок­ке­ри­ни. Со вре­мён Й. Гайд­на и В. А. Мо­цар­та В. – обя­за­тель­ная уча­ст­ни­ца струн­ной груп­пы сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра, квар­те­та, квин­те­та. Весь­ма раз­вёр­ну­та пар­тия В. в квар­те­тах Й. Гайд­на (ор. 50, 54, 55), В. А. Мо­цар­та (3 по­след­них), Л. ван Бет­хо­ве­на (все квар­те­ты). В сим­фо­нич., опер­ных и ба­лет­ных пар­ти­ту­рах не­ред­ко ис­поль­зу­ют­ся воз­мож­но­сти ан­самб­ля В. и В. со­ло; в сим­фо­нич. по­эме Р. Штрау­са «Дон Ки­хот» (1897) В. трак­ту­ет­ся как гл. «ге­рой» про­из­ве­де­ния. По­пу­ляр­ность у испол­ни­те­лей со­хра­ня­ют кон­цер­ты для В. с ор­ке­ст­ром Р. Шу­ма­на (1850, пер­вый ис­пол­ни­тель – Д. Поп­пер), К. Сен-Сан­са (1872), Э. Ла­ло (1876), А. Двор­жа­ка (1895). Вы­ра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти В. ис­поль­зо­ва­ны в Трой­ном кон­цер­те Бет­хо­ве­на (1804), Двой­ном кон­цер­те И. Брам­са (1887). Вы­даю­щие­ся про­из­ве­де­ния рус. му­зы­ки – Ва­риа­ции на те­му ро­ко­ко для В. с ор­ке­ст­ром П. И. Чай­ков­ско­го (1876), Кон­церт Н. Я. Мяс­ков­ско­го (1944), Сим­фо­ния-кон­церт С. С. Про­кофь­е­ва (1952).

Круп­ней­шие вио­лон­че­ли­сты 19–20 вв.: Б. Ром­берг (от­крыл эпо­ху вир­ту­оз­но-ро­ман­тич. ис­пол­ни­тель­ст­ва), А. К. Пиат­ти, А. Ф. Сер­ве, К. Ю. Да­вы­дов (гла­ва рус. шко­лы 19 в.), А. А. Бран­ду­ков, А. В. Вер­ж­би­ло­вич, С. М. Ко­зо­лу­пов (ос­но­во­по­лож­ник сов. шко­лы), П. Ка­сальс, Г. Ка­са­до, П. Фур­нье, М. Ма­ре­шаль, П. Тор­те­лье, Г. Пя­ти­гор­ский, С. Н. Кну­ше­виц­кий, Д. Б. Шаф­ран, М. Л. Рос­тро­по­вич, Н. Н. Ша­хов­ская, Н. Г. Гут­ман, М. Э. Хо­ми­цер и др.

Лит.: Straeten E. van der. The history of the vio­loncello, the viol da gamba... L., 1915. Vol. 1–2 (Repr. – 1971); Wa­sielewski W. Y. von. Das Violoncello und seine Geschichte. 3. Aufl. Lpz., 1925. Wiesbaden, 1968; Forino L. Il vio­loncello, il violoncellista ed i violoncellisti. 2 ed. Mil., 1930. Mil., 1989; Гинз­бург Л. С. Ис­то­рия вио­лон­чель­но­го ис­кус­ст­ва: В 4 кн. М.; Л., 1950–1978; Стру­ве Б. А. Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния ви­ол и скри­пок. М., 1959; Ви­та­чек Е. Ф. Очер­ки по ис­то­рии из­го­тов­ле­ния смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тов. 2-е изд. М.; Л., 1964; Лазь­ко А. Вио­лон­чель. М., 1965; Pleeth W. Cello. N. Y., 1982; Cowling E. The Cello. 2nd ed. N. Y., 1983.

Вернуться к началу