Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАСА́ЛЬС КАЗАЛЬС ПАБЛО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 263

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




П. Касальс.

КАСА́ЛЬС, Ка­зальс (Casals) Паб­ло (Пау) (29.12.1876, Вен­д­рель, близ Бар­се­ло­ны – 22.10.1973, Сан-Ху­ан, Пу­эр­то-Ри­ко; по­хо­ро­нен в Вен­д­ре­ле), исп. вио­лон­че­лист, ди­ри­жёр, пе­да­гог, ком­по­зи­тор. В 1887 учил­ся в Бар­се­лон­ской конс. (класс вио­лон­че­ли X. Гар­сии), в 1893–94 – в Мад­рид­ской (класс ком­по­зи­ции Т. Бре­то­на, ка­мер­но­го ан­самб­ля – X. Мо­на­сте­рио), в 1895 брал уро­ки ком­по­зи­ции в Брюс­сель­ской конс. у Ф. О. Ге­вар­та. С 1896 кон­церт­мей­стер груп­пы вио­лон­че­лей в опер­ном те­ат­ре Бар­се­ло­ны. Де­бю­ти­ро­вал как со­лист в 1891 в Бар­се­ло­не. С 1898 до кон­ца жиз­ни га­ст­ро­ли­ро­вал во мно­гих стра­нах ми­ра, в т. ч. в 1905–37 в со­ста­ве трио (с пиа­ни­стом А. Кор­то и скри­па­чом Ж. Ти­бо). В 1905–13 еже­год­но вы­сту­пал в Рос­сии как со­лист и в ан­самб­ле с С. В. Рах­ма­ни­но­вым, А. И. Зи­ло­ти, А. Б. Голь­ден­вей­зе­ром. К. счи­та­ет­ся од­ним из са­мых круп­ных вио­лон­че­ли­стов 20 в. Ему по­свя­ще­ны Кон­церт-бал­ла­да для вио­лон­че­ли с ор­ке­ст­ром А. К. Гла­зу­но­ва, Се­ре­на­да для вио­лон­че­ли с фп. Г. Фо­ре и др. Вы­даю­щий­ся ин­тер­пре­та­тор со­чи­не­ний И. С. Ба­ха, Л. ван Бет­хо­ве­на, Р. Шу­мана, И. Брам­са, А. Двор­жа­ка (сохр. ау­дио­за­пи­си). Но­ва­тор­ские прин­ци­пы его иг­ры на вио­лон­че­ли из­ло­же­ны в кни­ге его кол­ле­ги Д. Алек­са­ня­на «Traité thorique et pratique du vio­lon­celle» (1922), к ко­то­рой К. на­пи­сал раз­вёр­ну­тое пре­ди­сло­вие.

На про­тя­же­нии мно­гих лет К. пре­по­да­вал: в Бар­се­лон­ской конс. (сре­ди уче­ни­ков – Г. Ка­са­до), с 1919 в Нор­маль­ной шко­ле в Па­ри­же, по­сле 1945 вёл мас­тер-клас­сы в Швей­ца­рии, Фран­ции, США. Ор­га­ни­зо­вал пер­вый в Бар­се­ло­не сим­фо­нич. ор­кестр (1919, вы­сту­пал с ним как ди­ри­жёр до на­ча­ла Гражд. вой­ны в Ис­па­нии в 1936), Ра­бо­чее муз. об-во (ру­ко­во­дил им в 1924–36). Спа­са­ясь от фран­ки­ст­ско­го ре­жи­ма, К. в 1939 пе­ресе­лил­ся в ка­та­лон­скую дер. Прад на юго-за­па­де Фран­ции, в 1950 ор­га­ни­зо­вал там ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь, уча­ст­во­вал в нём еже­год­но до 1966 (ны­не Фес­ти­валь П. Ка­саль­са в Пра­де, один из круп­ней­ших в ми­ре фес­ти­ва­лей ка­мер­ной му­зы­ки). В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны вы­сту­пал с кон­цер­та­ми пе­ред франц. вой­ска­ми, за­ни­мал ак­тив­ную ан­ти­фа­ши­ст­скую по­зи­цию. С 1956 жил в г. Сан-Ху­ан в Пу­эр­то-Ри­ко, ос­но­вал там сим­фо­нич. ор­кестр (1959), кон­сер­ва­то­рию (1960), Ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­валь (с 1957, про­во­дит­ся еже­год­но, ны­не под назв. «Ка­сальс-фес­ти­валь»). Ав­тор ора­то­рии «Яс­ли» (о жиз­ни ка­та­лон­ских кре­сть­ян, на сти­хи Х. Ала­вед­ры, 1943–60; впер­вые ис­пол­не­на в 1960 в Ака­пуль­ко, Мек­си­ка), не­офи­ци­аль­но­го гим­на ООН (на сло­ва У. Оде­на, 1971; К. ди­ри­жи­ро­вал пре­мье­рой на спец. за­се­да­нии ООН в 1971 в Нью-Йор­ке), др. муз. со­чи­не­ний.

На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на, ме­да­лью ми­ра ООН (1971). В 1972 в Вен­д­ре­ле ор­га­ни­зо­ва­но Об-во П. Ка­саль­са, с 1976 при нём функ­цио­ни­ру­ет Дом-му­зей П. Ка­саль­са. С 2000 в Крон­берге (Гер­ма­ния) раз в 4 го­да про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. кон­курс вио­лон­че­ли­стов им. П. Ка­саль­са.

Соч.: Ра­до­сти и пе­ча­ли: Раз­мыш­ле­ния П. Ка­заль­са, по­ве­дан­ные им А. Ка­ну. М., 1977.

Лит.: Бо­ри­сяк A. Очер­ки шко­лы П. Ка­заль­са. М., 1929; Christen E. P. Casals: l’homme, l’artiste. Gen., 1956; Кор­ре­дор Х. М. Бе­се­ды с П. Ка­заль­сом / Вступ. ста­тья и ком­мен­та­рии Л. С. Гинз­бур­га. Л., 1960; Müller-Blat­tau J. P. Casals. В., 1964; Гинз­бург Л. П. Ка­зальс. 2-е изд. М., 1966; Alavedra J. P. Casals. 4 ed. Barcelona, 1975; Garza H. P. Ca­sals. N. Y., 1993; Goodnough D. P. Casals: cellist for the world. N. Y., 1997; Descals J. P. Casals. Barcelona, 2006.

Вернуться к началу