ШТРИХИ́
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШТРИХИ́ в музыке (нем. Stricharten, от streichen – водить смычком), стандартные (наиболее естественные) способы звукоизвлечения на муз. инструментах. Напр., на струнных смычковых инструментах это игра волосом смычка между грифом и подставкой на открытых или прижатых струнах. Многообразие Ш. теоретически сводится к двум осн. позициям: слитно (звук непосредственно переходит в последующий) и раздельно (с временны́м промежутком). Первой позиции наиболее соответствует легато (итал. legato), второй – стаккато (staccato; отрывистый штрих, обозначается точками) и портато (portato; менее острый, чем стаккато; обозначается горизонтальными чёрточками). Слитные и раздельные Ш. применяются на всех муз. инструментах. На смычковых инструментах Ш. также классифицируются по принципу: «несколько нот на одно движение смычка» (вверх или вниз; соответствующая группа нот объединяется лигой) и «одна нота на одно движение смычка» (лига отсутствует). Для 1-го случая наиболее характерно легато, для 2-го случая – деташе. В обеих группах присутствуют штрихи стаккато и портато: в 1-м случае обозначается точками и чёрточками (соответственно) под лигой, во 2-м случае лига отсутствует. Отрывистый штрих спиккато (итал. spiccato) основан на подпрыгивании смычка после каждого его соприкосновения со струной (в отличие от стаккато, в котором отрыва смычка от струны не происходит). Разновидность спиккато – сотийе (франц. sautillé). Рикошет (франц. ricochet) и сальтандо (итал. saltando) – т. н. прыгающие Ш., образуются от броска смычка на струну и последующего его отскакивания (благодаря упругости трости). Для духовых инструментов лигой обозначается группа нот, сыгранная на одно дыхание. На любом духовом инструменте стаккато исполняется ударом языка (артикулируется слог «та»); на флейтах, трубах и валторнах используются также способы «двойной язык» или «тройной язык» (удар языка разделяется на 2 и на 3, для этого артикулируются слоги «та-ка», «та-ка-та» соответственно).
В отличие от Ш., естественных для данного инструмента, существуют мн. приёмы игры, отклоняющиеся от них: напр., на смычковых инструментах – флажолеты, игра пальцем [щипком; итал. pizzicato; различаются пиццикато правой рукой, левой рукой (обозначается крестиком), защипывание струны с последующим ударом её о гриф – т. н. пиццикато Бартока, и др.], древком (тростью) смычка (col legno), ведение смычка в нетипичном месте на струне – на подставке (sul ponticello) или на грифе (sul tasto). В музыке авангарда встречаются ведение смычка по корпусу инструмента, круговые движения смычком по струне и др. Приёмы игры на деревянных и медных духовых инструментах: фруллато (frullato – специфич. вид тремоло; наиболее употребителен на флейте, трубе и валторне), флажолеты (на флейте), глиссандо (на валторне – по натуральному звукоряду, на тромбоне – «хроматическое»); в музыке авангарда – многозвучия (получаемые разными способами на одном инструменте). На струнных и духовых инструментах используется игра с сурдиной. На практике встречаются комбинации Ш. и приёмов. См. также Артикуляция.