Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТРИХИ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 131

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШТРИХИ́ в музыке (нем. Stricharten, от streichen – во­дить смыч­ком), стан­дарт­ные (наи­бо­лее ес­те­ст­вен­ные) спо­со­бы зву­ко­из­вле­че­ния на муз. ин­ст­ру­мен­тах. Напр., на струн­ных смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тах это иг­ра во­ло­сом смыч­ка ме­ж­ду гри­фом и под­став­кой на от­кры­тых или при­жа­тых стру­нах. Мно­го­об­ра­зие Ш. тео­ре­ти­че­ски сво­дит­ся к двум осн. по­зи­ци­ям: слит­но (звук не­по­сред­ст­вен­но пе­ре­хо­дит в по­сле­дую­щий) и раз­дель­но (с вре­мен­ны́м про­ме­жут­ком). Пер­вой по­зи­ции наи­бо­лее со­от­вет­ст­ву­ет ле­га­то (итал. legato), вто­рой – стак­ка­то (staccato; от­ры­ви­стый штрих, обо­зна­ча­ет­ся точ­ка­ми) и пор­та­то (portato; ме­нее ост­рый, чем стак­ка­то; обо­зна­ча­ет­ся го­ри­зон­таль­ны­ми чёр­точ­ка­ми). Слит­ные и раз­дель­ные Ш. при­ме­ня­ют­ся на всех муз. ин­ст­ру­мен­тах. На смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тах Ш. так­же клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по прин­ци­пу: «не­сколь­ко нот на од­но дви­же­ние смыч­ка» (вверх или вниз; со­от­вет­ст­вую­щая груп­па нот объ­е­ди­ня­ет­ся ли­гой) и «од­на но­та на од­но дви­же­ние смыч­ка» (ли­га от­сут­ст­ву­ет). Для 1-го слу­чая наи­бо­лее ха­рак­тер­но ле­га­то, для 2-го слу­чая – де­та­ше. В обе­их груп­пах при­сут­ст­ву­ют штри­хи стак­ка­то и пор­та­то: в 1-м слу­чае обо­зна­ча­ет­ся точ­ка­ми и чёр­точ­ка­ми (со­от­вет­ст­вен­но) под ли­гой, во 2-м слу­чае лига от­сут­ст­ву­ет. От­ры­ви­стый штрих спик­ка­то (итал. spiccato) ос­но­ван на под­пры­ги­ва­нии смыч­ка по­сле ка­ж­до­го его со­при­кос­но­ве­ния со стру­ной (в от­ли­чие от стак­ка­то, в ко­то­ром от­ры­ва смыч­ка от стру­ны не про­ис­хо­дит). Раз­но­видность спик­ка­то – со­тийе (франц. sautillé). Ри­ко­шет (франц. ricochet) и саль­тан­до (итал. saltando) – т. н. пры­гаю­щие Ш., об­ра­зу­ют­ся от бро­ска смыч­ка на стру­ну и по­сле­дую­ще­го его от­ска­ки­ва­ния (бла­го­да­ря уп­ру­го­сти тро­сти). Для ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов ли­гой обо­зна­ча­ет­ся груп­па нот, сыг­ран­ная на од­но ды­ха­ние. На лю­бом ду­хо­вом ин­ст­ру­мен­те стак­ка­то ис­пол­ня­ет­ся уда­ром язы­ка (ар­ти­ку­ли­ру­ет­ся слог «та»); на флей­тах, тру­бах и вал­тор­нах ис­поль­зу­ют­ся так­же спо­со­бы «двой­ной язык» или «трой­ной язык» (удар язы­ка раз­де­ля­ет­ся на 2 и на 3, для это­го ар­ти­ку­ли­ру­ют­ся сло­ги «та-ка», «та-ка-та» со­от­вет­ст­вен­но).

В от­ли­чие от Ш., ес­те­ст­вен­ных для дан­но­го ин­ст­ру­мен­та, су­ще­ст­ву­ют мн. приё­мы иг­ры, от­кло­няю­щие­ся от них: напр., на смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тах – фла­жо­ле­ты, иг­ра паль­цем [щип­ком; итал. pizzicato; раз­ли­ча­ют­ся пиц­ци­ка­то пра­вой ру­кой, ле­вой ру­кой (обо­зна­ча­ет­ся кре­сти­ком), за­щи­пы­ва­ние стру­ны с по­сле­дую­щим уда­ром её о гриф – т. н. пиц­ци­ка­то Бар­то­ка, и др.], древ­ком (тро­стью) смыч­ка (col legno), ве­де­ние смыч­ка в не­ти­пич­ном мес­те на стру­не – на под­став­ке (sul ponticello) или на гри­фе (sul tasto). В му­зы­ке аван­гар­да встре­ча­ют­ся ве­де­ние смыч­ка по кор­пу­су ин­ст­ру­мен­та, кру­го­вые дви­же­ния смыч­ком по стру­не и др. Приё­мы иг­ры на де­ре­вян­ных и мед­ных ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тах: фрул­ла­то (frullato – спе­ци­фич. вид тре­мо­ло; наи­бо­лее упот­ре­би­те­лен на флей­те, тру­бе и вал­тор­не), фла­жо­ле­ты (на флей­те), глис­сан­до (на вал­тор­не – по на­тураль­но­му зву­ко­ря­ду, на тром­бо­не – «хро­ма­ти­че­ское»); в му­зы­ке аван­гар­да – мно­го­зву­чия (по­лу­чае­мые раз­ны­ми спо­со­ба­ми на од­ном ин­ст­ру­мен­те). На струн­ных и ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тах ис­поль­зу­ет­ся иг­ра с сур­ди­ной. На прак­ти­ке встре­ча­ют­ся ком­би­на­ции Ш. и приё­мов. См. так­же Ар­ти­ку­ля­ция.

Лит.: Ро­галь-Ле­виц­кий Д. Р. Со­вре­мен­ный ор­кестр. М., 1953–1956. Т. 1–4; Пис­тон У. Ор­ке­ст­ров­ка. М., 1990; Чу­ла­ки М. И. Ин­ст­ру­мен­ты сим­фо­ни­че­ско­го ор­ке­ст­ра. 4-е изд. СПб., 2004; Маль­тер Л. И. Таб­ли­цы по ин­ст­ру­мен­то­ве­де­нию. 4-е изд. СПб., 2014.

Вернуться к началу