ВЕНЯ́ВСКИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕНЯ́ВСКИЕ (Wieniawski), польск. музыканты, братья. Генрик [10.7.1835–31.3(12.4).1880], скрипач, композитор. Окончил Парижскую конс. по классу скрипки Л. Ж. Массара (1846). Его карьера виртуоза началась в 1848 с концертов в Париже и С.-Петербурге. В 1851–1853 вместе с братом Юзефом совершил концертное турне по России. В 1853 создал значит. часть своих муз. сочинений, c большим успехом исполнил Концерт № 1 fis-moll для скрипки с оркестром в лейпцигском «Гевандхаузе» (1853). Играл в ансамблях с разными выдающимися музыкантами своего времени, в т. ч. с А. Г. Рубинштейном (Париж, 1858 и др.). В 1859 участвовал в качестве скрипача и альтиста в концертах Бетховенского квартетного об-ва в Лондоне (его партнёрами были скрипачи Г. В. Эрнст, Й. Иоахим, виолончелист А. Пиатти). В 1860–72 придворный солист в С.-Петербурге, возглавлял квартет Русского музыкального общества, в 1862–68 преподавал в С.-Петерб. конс. (первый проф. по классу скрипки в истории консерватории). В 1862 в С.-Петербурге впервые сыграл Концерт № 2 d-moll (под упр. Рубинштейна) – своё самое изысканное по стилю произведение. В 1872–74 гастролировал в США (с Рубинштейном), затем в Мексике, на Кубе. В 1875–1877 проф. Брюссельской конс. (среди учеников – Э. Изаи). Последние гастроли (по городам Европы и России) состоялись в 1878–79.
Один из крупнейших скрипачей мира, представитель романтич. школы. Его сочинения обогатили скрипичный репертуар гл. обр. в области виртуозной пьесы и худож. этюда; наибольшей популярностью у исполнителей пользуются полонезы № 1 D-dur (1853) и № 2 A-dur (1870), Легенда (1860), Блестящая фантазия на темы оперы Ш. Гуно «Фауст» (1868; все – для скрипки с оркестром), Скерцо-тарантелла (1855), 10 этюдов для скрипки (1854), Этюды-каприсы для 2 скрипок (1863). С 1935 в Польше проводится Междунар. конкурс скрипачей имени Венявского.
Юзеф (23.5.1837–11.11.1912), пианист и композитор. В 1850 окончил Парижскую конс. В 1855–56 совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре. Выступал вместе с братом в качестве аккомпаниатора (с 1848), а также самостоятельно как пианист и дирижёр. Давал уроки фп. в Москве (1864–1865), проф. Московской конс. (1866–1867). С 1870 жил в Варшаве, в 1875–76 директор Муз. об-ва. В 1878–1912 проф. Брюссельской конс. Пропагандировал музыку С. Монюшко и др. польск. композиторов. По его инициативе было построено фп. с двухрядной клавиатурой (фабрика бр. Манжо, патент 1876, демонстрировалось на Парижской выставке в 1878), не получившее распространения, однако сам В. играл на этом инструменте в концертах. Среди сочинений наиболее известны фп. миниатюры.
Лит.: Григорьев В. Г. Венявский. М., 1966; Grabkowski E. H. Wieniawski i jego muzyka. Warsz., 1990; idem. H. Wieniawski. Kraków, 1991; H. Wieniawski: kompozytor – wirtuoz – pedagog. Poznań, 1997.