Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕНЯ́ВСКИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 146-147

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Г. Венявский. Литография. Сер. 1850-х гг.

ВЕНЯ́ВСКИЕ (Wieniawski), польск. му­зы­кан­ты, бра­тья. Ген­рик [10.7.1835–31.3(12.4).1880], скри­пач, ком­по­зи­тор. Окон­чил Па­риж­скую конс. по клас­су скрип­ки Л. Ж. Мас­са­ра (1846). Его карь­е­ра вир­туо­за на­ча­лась в 1848 с кон­цер­тов в Па­ри­же и С.-Пе­тер­бур­ге. В 1851–1853 вме­сте с бра­том Юзе­фом со­вер­шил кон­церт­ное тур­не по Рос­сии. В 1853 соз­дал зна­чит. часть сво­их муз. со­чи­не­ний, c боль­шим ус­пе­хом ис­пол­нил Кон­церт № 1 fis-moll для скрип­ки с ор­ке­ст­ром в лейп­циг­ском «Ге­ванд­хау­зе» (1853). Иг­рал в ан­самб­лях с раз­ны­ми вы­даю­щи­ми­ся му­зы­кан­та­ми сво­его вре­ме­ни, в т. ч. с А. Г. Ру­бин­штей­ном (Па­риж, 1858 и др.). В 1859 уча­ст­во­вал в ка­че­ст­ве скри­па­ча и аль­ти­ста в кон­цер­тах Бет­хо­вен­ско­го квар­тет­но­го об-ва в Лон­до­не (его парт­нё­ра­ми бы­ли скри­па­чи Г. В. Эрнст, Й. Ио­а­хим, вио­лон­че­лист А. Пи­ат­ти). В 1860–72 при­двор­ный со­лист в С.-Пе­тер­бур­ге, воз­глав­лял квар­тет Рус­ско­го му­зы­каль­но­го об­ще­ст­ва, в 1862–68 препо­да­вал в С.-Пе­терб. конс. (пер­вый проф. по клас­су скрип­ки в ис­то­рии кон­сер­ва­то­рии). В 1862 в С.-Пе­тер­бур­ге впер­вые сыг­рал Кон­церт № 2 d-moll (под упр. Ру­бин­штей­на) – своё са­мое изы­скан­ное по сти­лю про­из­ве­де­ние. В 1872–74 га­ст­ро­ли­ро­вал в США (с Ру­бин­штей­ном), за­тем в Мек­си­ке, на Ку­бе. В 1875–1877 проф. Брюс­сель­ской конс. (сре­ди уче­ни­ков – Э. Изаи). По­след­ние га­ст­ро­ли (по го­ро­дам Ев­ро­пы и Рос­сии) со­стоя­лись в 1878–79.

Один из круп­ней­ших скри­па­чей ми­ра, пред­ста­ви­тель ро­ман­тич. шко­лы. Его со­чи­не­ния обо­га­ти­ли скри­пич­ный ре­пер­ту­ар гл. обр. в об­лас­ти вир­ту­оз­ной пье­сы и ху­дож. этю­да; наи­боль­шей по­пу­ляр­но­стью у ис­пол­ни­те­лей поль­зу­ют­ся по­ло­не­зы № 1 D-dur (1853) и № 2 A-dur (1870), Ле­ген­да (1860), Бле­стя­щая фан­та­зия на те­мы опе­ры Ш. Гу­но «Фа­уст» (1868; все – для скрип­ки с ор­ке­ст­ром), Скер­цо-та­ран­тел­ла (1855), 10 этю­дов для скрип­ки (1854), Этю­ды-ка­при­сы для 2 скри­пок (1863). С 1935 в Поль­ше про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. кон­курс скри­па­чей име­ни Ве­няв­ско­го.

Юзеф (23.5.1837–11.11.1912), пиа­нист и ком­по­зи­тор. В 1850 окон­чил Па­риж­скую конс. В 1855–56 со­вер­шен­ст­во­вал­ся у Ф. Лис­та в Вей­ма­ре. Вы­сту­пал вме­сте с бра­том в ка­че­ст­ве ак­ком­па­ниа­то­ра (с 1848), а так­же са­мо­стоя­тель­но как пиа­нист и ди­ри­жёр. Да­вал уро­ки фп. в Мо­ск­ве (1864–1865), проф. Мо­с­ков­ской конс. (1866–1867). С 1870 жил в Вар­ша­ве, в 1875–76 ди­рек­тор Муз. об-ва. В 1878–1912 проф. Брюс­сель­ской конс. Про­па­ган­ди­ро­вал му­зы­ку С. Мо­нюш­ко и др. польск. ком­по­зи­то­ров. По его ини­циа­ти­ве бы­ло по­строе­но фп. с двух­ряд­ной кла­виа­ту­рой (фаб­ри­ка бр. Ман­жо, па­тент 1876, де­мон­ст­ри­ро­ва­лось на Па­риж­ской вы­став­ке в 1878), не по­лу­чив­шее рас­про­стра­не­ния, од­на­ко сам В. иг­рал на этом ин­ст­ру­мен­те в кон­цер­тах. Сре­ди со­чи­не­ний наи­бо­лее из­вест­ны фп. ми­ниа­тю­ры.

Лит.: Гри­горь­ев В. Г. Ве­няв­ский. М., 1966; Grabkowski E. H. Wieniawski i jego muzyka. Warsz., 1990; idem. H. Wieniawski. Kraków, 1991; H. Wieniawski: kompozytor – wirtuoz – pedagog. Poznań, 1997.

Вернуться к началу