МОНЮ́ШКО СТАНИСЛАВ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНЮ́ШКО (Moniuszko) Станислав (5.5.1819, Убель, близ Минска – 4.6.1872, Варшава), польск. композитор и дирижёр. Из семьи обедневших шляхтичей (отец – художник-любитель). С 1827 учился у А. Фрейера (ученик Ю. Эльснера) в Варшаве (фп., орган), с 1830 – у Д. Стефановича в Минске (композиция), в 1837–39 совершенствовался в Берлине у К. Ф. Рунгенхагена (руководитель Певч. академии). В 1838 изданы «Три песни» М. на слова А. Мицкевича, в 1839 в Вильне он дирижировал своей мессой. Уже в ранних произведениях проявились характерные черты творчества М.: яркая мелодичность, лиризм, использование элементов нар. музыки, тенденция к муз. индивидуализации персонажей, особенно комических. В 1840–58 М. работал в Вильне: играл на органе в костёле Св. Яна, дирижировал в концертах (в т. ч. ораториями) и в оперном театре (с 1850), писал статьи для муз. прессы. В 1842 безуспешно ездил в С.-Петербург, надеясь получить место придворного композитора. Испытывая материальные трудности (у М. было 10 детей), был вынужден давать уроки игры на фп. Среди его учеников в Вильне – Ц. А. Кюи (М. безвозмездно занимался с ним композицией). Разносторонняя деятельность М. имела важное значение для муз. жизни города, где он создал оперы «Идеал» (1840), «Карманьол, или Французы любят шутить» (1841), «Сельская идиллия» («Sielanka», исполнена в 1852; музыка утрачена), 1-ю ред. оперы «Галька» (1846–1847; концертное исполнение – 1848); комич. оперы, в т. ч. «Бетли» (по Э. Скрибу, 1852), «Явнута» (1-я ред. под назв. «Цыгане», по Я. Б. Княжнину, 1850, пост. в 1852, Вильна; 2-я ред., 1860, Варшава), музыку к драматич. спектаклям (ставились в Вильне, Минске, Львове); кантаты «Мильда» (1848), «Ниола» (1852), «Крумине» (не окончена) на тексты из поэмы «Витольрауда» Ю. И. Крашевского. В Вильне создано большинство песен М. (часть их объединена в 1–6-м «Домашних песенниках», выходивших в 1843–59; 7–12-й изданы посм. Я. Карловичем).
Оперой «Галька», впервые показанной силами любителей в Вильне, М. заложил основы нац. муз. театра. В основе либретто (В. Вольского по новелле «Горянка» К. В. Вуйцицкого) – трагич. судьба крестьянской девушки, обманутой шляхтичем. Из-за социальной заострённости сюжета опера в течение 10 лет не ставилась в Варшаве (премьера 4-актной ред. состоялась лишь в 1858). В отличие от ранних театральных опытов М., во 2-й ред. «Гальки» ясно выражена линия драматургич. развития. Сольным, ансамблевым и массовым сценам приданы размах и монументальность («Танцы горцев» из 3-го акта обнаруживают глубокое проникновение М. в стихию нар. танца).
В 1858 М. занял пост гл. дирижёра «Театра Вельки» в Варшаве, где, располагая лучшими в Польше солистами, хором и оркестром, поставил ряд своих опер; с 1864 также проф. Муз. ин-та в Варшаве по классам гармонии, контрапункта, композиции и инструментовки (среди учеников – З. Носковский, X. Ярецкий). Написал учебник гармонии («Pamiętnik do nauki harmonii», 1871) и школу игры на фп. (осталась в рукописи). В варшавский период (1858–72) созданы комич. оперы «Сплавщик леса» (1858), «Графиня» (1860) и «Честное слово» («Verbum nobile» – сатира на польск. аристократию, 1861), свидетельствовавшие о зрелости его оперного стиля. В 1858 М. побывал в Берлине, Дрездене, Веймаре (где дважды посетил Ф. Листа), Франкфурте-на-Майне, а также в Париже (2-й раз в 1862), попутно посетил Краков, Прагу (также в связи с чеш. постановкой оперы «Галька» под рук. Б. Сметаны, 1868).
М. – автор более 20 опер и «оперетт» (небольших опер), а также музыки к водевилям, балетам. Наиболее полно его стиль воплотился в опере «Зачарованный замок» («Страшный двор», 1865) с присущей ей поэтизацией старопольского быта и истинно польской по духу музыкой, воодушевлявшей публику после подавления Польского восстания 1863–1864. Премьера «Зачарованного замка» превратилась в патриотич. манифестацию (после 3-го спектакля опера была снята с репертуара). В «Зачарованном замке» получил развитие использованный в «Гальке» принцип чередования сольных, ансамблевых и массовых сцен, введены развёрнутые речитативы. Немногочисл. лейтмотивы применяются в связи с определёнными ситуациями (напр., повторяющийся полонезный мотив старых курантов), для характеристики осн. групп персонажей (лирич., сатирических и др.). Социальный протест нашёл выражение в опере «Пария» (1869).
Наряду с Ф. Шопеном (чьи песни в то время не были известны), М. создал нац. камерный вокальный репертуар, опираясь на традиции австр. и нем. романтиков (Ф. Шуберт, К. Лёве), рус. композиторов (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Написал ок. 360 песен, б. ч. которых предназначалась для домашнего музицирования. Избегая прямых фольклорных цитат, он создал оригинальные мелодии, многие из которых прочно вошли в быт. Песнями М. восхищался Даргомыжский, с которым (как с Глинкой и А. Н. Серовым) М. познакомился в С.-Петербурге (где в 1849 и 1856 он дирижировал авторскими концертами; последний раз М. ездил в столицу в 1870 на премьеру оперы «Галька» в Мариинском театре).
Духовная музыка М. (4 «Остробрамские литании», 1843–55; 7 месс, в т. ч. 3 реквиема) близка кантатному жанру, получившему значит. развитие в его творчестве. В кантатах М. на слова А. Мицкевича – «Призраки» (по драме «Дзяды»), «Крымские сонеты» и «Пани Твардовская» (1859–69) – исчерпывающе раскрылся нац. стиль М. Его оркестровые произведения (фантастич. увертюра «Сказка», 1848, увертюра «Каин, или Смерть Авеля», 1856) положили начало польск. симфонизму, который получил развитие в творчестве З. Носковского, В. Желеньского и др. Нац. колорит характерен и для фп. пьес М., его вокальных ансамблей и хоров. Собиранием и изучением наследия М. занимается Варшавское муз. об-во его имени. С 1962 проводится Фестиваль имени М. в Кудове-Здруе.