ЛЮ́ТНЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЮ́ТНЯ (польск. lutnia, от итал. liuto, от араб. аль’уд, букв. – дерево), струнный щипковый инструмент (хордофон), распространённый в Европе в 15–17 вв.
В широком смысле Л. – типовое (или видовое) обозначение многочисленных инструментов класса хордофонов, самый общий признак которых – наличие резонаторного корпуса и отходящей от него шейки, вдоль которых натянуты струны. Согласно Э. фон Хорнбостелю и К. Заксу, под лютневидными инструментами понимаются не только щипковые (уд, ситар, гитара), но и смычковые (ребаб, кеманча, скрипка) инструменты. Корпус лютневидных инструментов по очертаниям может быть грушевидным (бива, пипа), гитарообразным (виуэла), восьмёркообразным (тар), круглым (банджо), 4-угольным (сямисэн), веретенообразным, мечевидным и др.; нижняя дека может быть плоской либо выпуклой. Различаются инструменты с короткой и с длинной шейкой; это принципиальное различие сохраняется на протяжении всей истории лютневых инструментов, в особенности щипковых.
Исторически первое известное изображение инструмента типа Л. с длинной шейкой относится к культуре Аккада (2-я половина 3-го тысячелетия до н. э.; см. иллюстрацию к этой статье); такие инструменты получили широкое распространение во всех цивилизациях Междуречья (поздние изображения месопотамской Л. – на территории государства Селевкидов, 4 в. до н. э.), за пределы которого вышли в середине 2-го тысячелетия до н. э. Сохранилось несколько образцов и множество изображений в росписях гробниц и храмовых рельефах Египта Древнего (см. иллюстрацию к этой статье). Л. с длинной шейкой сохранилась у коптов и других народов Африки, распространилась по всей Азии, Закавказью и др. В традиционной профессиональной и народной культуре поныне существуют щипковые инструменты типа Л. с длинной шейкой – танбур, саз, рубаб, домбра, дутар и многие другие. Они различаются по форме корпуса, числу струн, способам игры.
Единичные изображения Л. с короткой прямой шейкой встречаются со 2-й половины 2-го тысячелетия до н. э. Они известны в искусстве Гандхары, Кушанского царства (см. иллюстрацию к этой статье) и других государств Азии.
Наиболее ранние инструменты с большим грушевидным корпусом, короткой шейкой и отогнутой головкой относятся к 1–3 вв. н. э., их многочисленные изображения представлены в искусстве Бактрии и Согда. Из Средней Азии они интенсивно распространялись в восточном и западном направлениях. Подобная Л. стала инструментом классической музыки Ирана с эпохи Сасанидов (под назв. «барбат»). Попав к арабам, получила название «уд» (точнее, «аль’уд»; согласно Г. Дж. Фармеру, различия между барбатом и удом появились лишь в 13 в.). Ныне уд распространён во всём арабском мире как один из основных инструментов классической музыки (крупнейший исполнитель – М. Башир). Из Средней Азии большая Л. с грушевидным корпусом и отогнутой головкой в 4 в. попала в Китай, оттуда – во Вьетнам, Корею и Японию.
Уд, проникший на Европейский континент с арабским завоеванием Пиренейского полуострова (8 в.), стал непосредственным предшественником европейской Л. Редкий образец средневековой европейской иконографии Л. — в росписи резного деревянного потолка Палатинской капеллы в Палермо, выполненной арабскими мастерами ок. 1140.
Первые сохранившиеся экземпляры европейской Л. относятся к началу 16 в., первое описание конструкции Л. – в трактате фламандского врача, астронома и инженера-механика Арно из Зволле (ок. 1445). Первоначально (на Востоке) на Л. играли плектром, со 2-й половины 15 в. – пальцами. Звук её несильный, но чистый и ясный, несколько носового оттенка. Конструкция Л. на протяжении времени в основном не менялась. Корпус – полукупол грушевидной формы; склеивался из тонких деревянных полосок. Плоская верхняя дека делалась очень тонкой (толщина 1,5–2 мм), в ней вырезалось фигурное резонаторное отверстие – розетка. К вершине шейки почти под прямым углом присоединялась колковая коробка. На шейку навязывались в нужном количестве ладки. Струны использовались преимуществнно парные – так называемые хоры струн. Как и другие старинные европейские инструменты, Л. строились разных размеров, образуя семейство (в трактате М. Преториуса «Syntagma musicum», т. 2, 1619, описано 7 регистровых разновидностей); по высоте строя они различались, как правило, на кварту. Основным инструментом была повсеместно признана Л. среднего размера. С начала 16 в. Л. стала 6-хорной, к концу 16 в. распространилась 7-хорная Л., в 1610-е гг. утвердилась 10-хорная Л.; этот процесс соответствовал росту гомофонно-гармонических тенденций в музыке. Строй с течением времени также менялся: 6-хорная Л. строилась по чистым квартам, между 3-м и 4-м хором – большая терция; в эпоху барокко господствовал строй: «ля» большой – «ре» – «фа» – «ля» малой – «ре» – «фа» 1-й октавы (высота строя относительная). Дальнейшее увеличение количества басовых струн (до 13 хоров в конце 17 в.) сопровождалось конструктивными изменениями: струны стали закреплять в дополнительной колковой коробке (как у теорбы, но с отдельным порожком для каждой струны).
Для записи музыки использовалась лютневая табулатура, в трёх основных региональных разновидностях — немецкой (с 15 в.), итало-испанской (с 16 в.) и французской (17 в.). Основа репертуара – сольные пьесы и аккомпанемент вокальных партий. Лютневый репертуар 16–17 вв. огромен, он сравним лишь с количеством музыки для клавишных; сохранилось из него свыше 320 печатных изданий (первое выпущено О. Петруччи в 1507 в Венеции; больше всего музыки для Л. издавалось в Венеции в 1546–49) и около 500 рукописей (среди них – т. н. Сиенская лютневая книга, содержащая 100 фантазий итал. композиторов; хранится в Гааге). Лютневое искусство процветало в Италии (среди лучших лютнистов и композиторов – Ф. да Милано, Дж. Гордзанис, С. Молинаро, Дж. А. Терци, Дж. Дж. Капсбергер), Франции (Д. Готье, Ш. Мутон, Р. де Визе), Англии (Дж. Дауленд, Ф. Каттинг, Д. Бачелор, Ф. Росетер, А. Феррабоско), Германии (С. Л. Вайс, Э. Г. Барон, А. Фалькенхаген) и в странах, находившихся под культурным влиянием последней (Австрия, Чехия, Польша). Автор одной из первых школ игры на лютне — теоретик музыки и композитор В. Галилеи («Фронимо»; книга издана в Венеции в 1568; 2-е расширенное издание там же, 1584). Лютневая музыка издавалась, кроме названных стран, в Нидерландах; европеского признания достиг также венгерский лютнист и композитор Б. Бакфарк (16 в.). В 17–18 вв. считались непревзойдёнными инструменты работавших в Италии немецких мастеров Л. Малера и Г. Фрая (16 в.), семейства Тиффенбруккер (16–18 вв.). В 18 в. барочная лютня и родственные ей инструменты (мандора, теорба) были постепенно вытеснены клавишными инструментами. Сократилось и количество композиторской музыки для Л.
Разновидность европейской Л., поныне сохранившаяся в музыке устной традиции, – молдавская и румынская кобза.
Возрождение интереса к лютневой музыке началось в последние десятилетия 20 в.; в рамках аутентичного исполнительства сложился особый исполнительский стиль. Среди современных мастеров – М. Лоу (Великобритания), А. В. Батов (Россия – Великобритания), Й. ван Леннеп (Нидерланды); среди известных лютнистов 20 – начала 21 вв. – К. Рагоссниг, К. Плюхар (Австрия), П. О’Детт (США), Э. Рули, Х. Смит, Н. Норт (Великобритания), В. Дюметр (Франция), А. А. Суетин (Россия), М. Шеффер, К. Юнгхенель, А. Мартин (Германия), Р. Лислеванд (Норвегия), Э. Карамазов (Босния и Герцеговина).