ГИТА́РА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИТА́РА (исп. guitarra, от др.-греч. ϰιθάρα), струнный щипковый муз. инструмент типа лютни с длинной шейкой. Характерны 8-образная форма корпуса, плоские деки, круглое резонаторное отверстие в центре верхней деки, ладки на грифе, 6 струн. Настройка: «ми» – «ля» большой – «ре» – «соль» – «си» малой – «ми» 1-й октавы. Нотируется в скрипичном ключе октавой выше реального звучания.
Появилась в Европе в 15 в., осн. инструмент-предшественник – виуэла. Назв. утвердилось не сразу, размеры и строй с течением времени претерпевали значит. изменения. В 16 в. наиболее популярной была разновидность с 4 удвоенными струнами – т. н. четырёххорная; типичная настройка – большая терция в окружении кварт. Нижняя пара струн (басовый хор) могла настраиваться в октаву. Репертуар ренессансной Г. состоял из импровизаций на темы танцев, аккомпанемента к песням, сольных виуэльных фантазий в полифонич. стиле. Для Г. сочиняли испанцы А. Мударра, М. де Фуэнльяна, итал., франц., англ. композиторы. Первые сб-ки с пьесами для Г. (запись в виде табулатуры) изданы в сер. 16 в.
С кон. 16 в. осн. разновидностью стал пятихорный инструмент (9 струн, верхняя одинарная; бас настроен в октаву), распространившийся под назв. «Г.» или «испанская Г.». Осн. тип настройки: 2 кварты – большая терция – кварта. В труде К. Амата «Guitara española...» (1-е не сохранившееся изд. – 1596) впервые упомянута абсолютная высота верхней струны – «ми» 1-й октавы (впоследствии стало нормой). Характерно использование т. н. ломаного строя, при котором нижние струны оказывались звучащими выше средних (в одном или двух басовых хорах убирали нижнюю струну). Для записи гитарной музыки широко использовалась буквенная система – т. н. алфавит (итал. alfabeto). На барочной Г. исполняли сольные пьесы и аккомпанемент к песням и ариям, её широко использовали в партии бассо-континуо. Среди мастеров: А. Страдивари, И. Тильке, М. Селлас, Р. Вобоам. Среди гитаристов и композиторов – итальянцы Дж. Фоскарини, А. Бартолотти, Ф. Вальдамбрини, Д. Пеллегрини, Л. Ронкалли, Ф. Корбетта, французы А. Карре, Р. де Визе, испанцы Г. Санс (автор «Руководства по игре на испанской гитаре», 1674), Ф. Гуэрау, С. де Мурсия. Пятихорная Г. сохраняла ведущее положение до кон. 18 в.
С 1780-х гг. началось распространение по всей Европе Г. современного типа – с 6 одинарными струнами и фиксированным строем (добавлена нижняя струна – «ми» большой октавы). Окончательно совр. тип сложился к сер. 19 в. (мастер А. де Торрес Хурадо). В качестве виртуозного концертного инструмента (репертуар включает концерты, мн. пьесы – вариации, этюды, фантазии, транскрипции; камерные ансамбли) Г. более всего использовалась в Испании и Италии, самые значительные гитаристы 1-й пол. 19 в. – Д. Агуадо (автор «Школы игры на гитаре», 1825), Ф. Сор (автор «Школы для гитары», 1830), М. Джулиани. Начавшееся в 1870-х гг. движение за возрождение нац. культуры Испании способствовало подъёму гитарного иск-ва; на него оказала мощное влияние народная муз. традиция (канте хондо, канте фламенко). Крупнейшие классич. гитаристы кон. 19–20 вв.: испанцы Ф. Таррега, М. Льобет, Э. Пухоль Вилларуби, Р. Санс де ла Маса, А. Сеговия, аргентинка М. Л. Анидо; наиболее известный рос. гитарист – А. М. Иванов-Крамской. Для Г. писали Э. Вила-Лобос, М. Кастельнуово-Тедеско, И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья, Ф. Морено-Торроба, Х. Турина, М. Понсе, Х. Родриго.
С 20 в. Г. распространена как инструмент эстрадного и бытового музицирования во многих странах мира, повсеместно – в Европе, Сев., Центр. и Лат. Америке. На её основе появилось множество местных разновидностей: куатро, гитаррон, чаранго (все – в Лат. Америке), филиппинская Г., вьетнамская Г., укулеле (Гавайи), мохан-вина (Индия) и др. В 18 в. в Россию была завезена 5-струнная Г. исп. строя. В России в 19 – сер. 20 вв. была популярна 7-струнная, т. н. русская, Г. (настройка по звукам соль-мажорного квартсекстаккорда); в числе исполнителей-виртуозов и композиторов – А. О. Сихра, С. Н. Аксёнов, М. Т. Высотский, в числе мастеров – И. А. Батов, И. Я. Краснощёков, Р. И. Архузен.
В некоторых стилях джаза, рок-музыки используется т. н. вестерн-Г. Со 2-й пол. 20 в. широчайшее распространение приобрели разновидности электрогитары.