ЭЛЕКТРОГИТА́РА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЛЕКТРОГИТА́РА, струнный щипковый инструмент, электрифицированная разновидность гитары. Самый распространённый электромузыкальный инструмент. Наряду с традиц. особенностями «акустической» конструкции (порода дерева для деки и грифа, материал для струн, колковая механика и др.), концертное звучание Э. в значит. степени определяется звукоснимателями, типовыми звуковыми эффектами («фузз», «овердрайв», «хорус» и др.), частотными фильтрами оконечного усилителя (УНЧ) и качеством акустич. систем.
По типу резонатора различаются Э. цельнокорпусная (дека собрана из цельных кусков дерева; наиболее распространённая разновидность) и Э. с резонансными полостями (недостаточными для использования инструмента без УНЧ и акустич. систем). По функции различаются Э. для сольной игры и ритмического сопровождения (6 струн, настройка как у акустич. 6-струнной гитары) и бас-гитара (4–6 струн; в классич. бас-гитаре 4 струны, настроенные по квартам; корпус, как правило, лишён полостей). Бас-гитары (преим. для использования в джазовом ансамбле) выпускаются как с ладами (мензурными порожками на грифе), так и без них; последняя разновидность носит название «безладового баса». Эталонными считаются производимые в США Э. торговых марок «Гибсон» («Gibson») и «Фендер» («Fender»), среди др. марок (исторических и ныне выпускаемых) – амер. «Рикенбекер» («Rickenbacker»), нем. «Хёфнер» («Höfner»), япон. «Ибанес» («Ibanez»), «Ямаха» и «Такамине» («Takamine»).
С последней трети 20 в. интенсивно внедряются конструктивные и дизайнерские эксперименты с самой Э., а также развивается обеспечивающее её концертное звучание электротехнич. оборудование (напр., модули спецэффектов). Хождение получили Э. с двумя грифами, Э. без головки (напр., бас-гитары «Стейнбергер» – «Steinberger»), экзотич. формы деки и головки (напр., «Паркер» – «Parker» и «Джексон» – «Jackson»), Э. с грифом, представляющим собой единое целое с корпусом (напр., «Alembic "Planet"», все упомянутые торговые марки – американские), и др. Одна из наиболее радикальных модификаций Э. – стик Чапмена («Chapman stick», разработан амер. гитаристом Э. Чапменом), у которого нет деки, а звуки извлекаются не щипком, а лёгкими ударами пальцев по струнам непосредственно на грифе (т. н. тэппинг).