Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛЕКТРОМУЗЫКА́ЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕ́НТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 317

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭЛЕКТРОМУЗЫКА́ЛЬНЫЕ ИНСТРУ­МЕ́Н­ТЫ, класс му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов, в ко­то­рых для ге­не­ра­ции, об­ра­бот­ки и вос­про­из­ве­де­ния зву­ка ис­поль­зу­ют­ся элек­три­че­ские (напр., зву­ко­сни­ма­тель) или элек­трон­ные (ана­ло­го­вый ге­не­ра­тор зву­ко­вых час­тот, циф­ро­вая ин­те­граль­ная схе­ма и др.) уст­рой­ст­ва. В клас­си­фи­ка­ции Хорн­бо­сте­ля-За­кса в сход­ном зна­че­нии упот­реб­ля­ет­ся тер­мин элек­тро­фо­ны. Клас­си­фи­ка­ция Э. и. ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­кус­сий и не впол­не ста­били­зи­ро­ва­лась. Э. и. де­лят на 2 под­клас­са: элек­тро­ме­ха­ни­че­ские (пер­вич­ный ко­ле­ба­тель­ный про­цесс – ме­ха­ни­че­ский; напр., ко­ле­ба­ния стру­ны) и элек­трон­ные (пер­вич­ны ко­ле­ба­ния тех или иных элек­трич. или элек­тро­маг­нит­ных ве­ли­чин).

В пер­вый из них, по­ми­мо ин­ст­ру­мен­тов, об­ла­даю­щих тем­бро­вой ха­рак­тер­но­стью и уз­на­вае­мо­стью, на фор­маль­ных ос­но­ва­ни­ях вклю­ча­ют так­же обыч­ные (т. н. аку­сти­че­ские) ин­ст­ру­мен­ты с ре­зо­на­то­ром (напр., ги­та­ра, сак­со­фон, удар­ные), звук ко­то­рых уси­ли­ва­ет­ся с по­мо­щью уси­ли­те­ля низ­кой час­то­ты (УНЧ) и вос­про­из­во­дит­ся с по­мо­щью аку­стич. сис­тем (та­кие ин­ст­ру­мен­ты на­зы­ва­ют так­же «под­зву­чен­ны­ми» или «адап­ти­ро­ван­ны­ми»). Тем­бро­вую ха­рак­тер­ность в элек­тро­ме­ха­нич. ин­ст­ру­мен­тах (напр., элек­тро­ги­та­ре) фор­ми­ру­ет об­ра­бот­ка вы­ход­но­го сиг­на­ла, осо­бен­но ти­по­вые зву­ко­вые эф­фек­ты (англ. sound effects: дис­торшн, хо­рус, ок­та­вер, фа­зо­вое и час­тот­ное виб­ра­то, вау-вау, ре­вер­бе­ра­тор и др.), ре­же – сам ис­точ­ник зву­ка, напр.: ка­мер­то­но­по­доб­ная ме­тал­лич. пла­сти­на в элек­тро­пиа­но (тор­го­вая мар­ка «Fender Rhodes piano»), стру­ны в кла­ви­не­те («Hohner clavinet»), зуб­чатые ко­лё­са в хам­мон­де (по­пу­ляр­ная раз­но­вид­ность элек­тро­ор­га­на; тор­го­вая мар­ка «Hammond organ»); зву­ча­ние этих ин­ст­ру­мен­тов на вы­хо­де, как пра­ви­ло, мо­ди­фи­ци­ру­ет­ся с при­ме­не­ни­ем тех же ти­по­вых эф­фек­тов.

Хаммонд-орган с акустическими системами. Фото Peter Gorges / flickr.com

Мн. элек­трон­ные ин­ст­ру­мен­ты име­ют гл. обр. ис­то­рич. ин­те­рес как ар­те­фак­ты ин­же­нер­ных и ком­по­зи­тор­ских экс­пе­ри­мен­тов, лишь не­мно­гие пе­ре­шли в раз­ряд упот­ре­би­тель­ных в ис­пол­ни­тель­ской прак­ти­ке. В чис­ле экс­пе­ри­мен­таль­ных: тер­мен­вокс (1920), вол­ны Мар­те­но (1928), трау­то­ни­ум Ф. Тра­ут­вай­на (1930), эк­во­дин А. А. Во­ло­ди­на (1935), эми­ри­тон А. В. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1935), АНС (1958), суб­хар­корд Э. Шрай­бе­ра (1959; вез­де в скоб­ках ука­за­на да­та соз­да­ния 1-го об­раз­ца). Прак­тич. зна­чи­мость об­ре­ли муг (об­общён­ное на­зва­ние для од­но­го­лос­ных син­те­за­то­ров Р. Му­га; ме­нее рас­про­стра­нён мно­го­го­лос­ный «Polymoog») и дру­гие се­рий­но ­вы­пус­кав­шие­ся син­те­за­то­ры (в т. ч. во­ко­дер – уст­рой­ст­во элек­трон­но­го син­те­за ре­чи) и сэм­пле­ры разл. тор­го­вых ма­рок (осо­бен­но бюд­жет­ных япон­ских: «Yamaha», «Roland», «Korg» и др.). С по­след­них де­ся­ти­ле­тий 20 в., на­ря­ду с ав­то­ном­ны­ми «кон­церт­ны­ми» элек­трон­ны­ми муз. ин­ст­ру­мен­та­ми, ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли при­клад­ные ком­пь­ю­тер­ные про­грам­мы (со 2-й пол. 1990-х гг. на ос­но­ве нем. тех­но­ло­гии Virtual Studio Technology, сокр. VST-пла­ги­ны), а так­же ос­на­щён­ные «ин­ст­ру­мен­таль­ны­ми бан­ка­ми» и др. сред­ст­ва­ми ге­не­ра­ции и об­ра­бот­ки зву­ка зву­ко­вые кар­ты (англ. sound cards), со­вме­щаю­щие функ­ции элек­трон­но­го син­те­за «ин­ст­ру­мен­та» и ко­неч­ной об­ра­бот­ки зву­ка с по­мо­щью «бло­ка эф­фек­тов». Совр. му­зы­кант (ком­по­зи­тор, ис­пол­ни­тель, аран­жи­ров­щик) управ­ля­ет та­ко­го ро­да про­грам­ма­ми и спе­циа­ли­зир. пе­ри­фе­рий­ным обо­ру­до­ва­ни­ем с по­мо­щью MIDI-кон­трол­ле­ра, обыч­но вы­пол­нен­но­го в ви­де фп. кла­виа­ту­ры, в сту­дии или на кон­церт­ной эс­т­ра­де в ре­аль­ном вре­ме­ни.

Лит.: Engel G., Petermann R. Elektrome­chanische und vollelektronische Musikin­stru­men­te. B., 1975–1978. Tl 1–5; Во­ло­дин А. А. Элек­тро­му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты. М., 1979; Куз­не­цов Л. А. Ос­но­вы тео­рии, кон­ст­руи­ро­ва­ния, про­из­вод­ст­ва и ре­мон­та элек­тро­му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов. М., 1981; Kettel­kamp L. Electronic musical instruments: What they do, how they work. N. Y., 1984. См. так­же лит. при ст. Элек­трон­ная му­зы­ка.

Вернуться к началу