ЭЛЕКТРОМУЗЫКА́ЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕ́НТЫ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЛЕКТРОМУЗЫКА́ЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕ́НТЫ, класс музыкальных инструментов, в которых для генерации, обработки и воспроизведения звука используются электрические (напр., звукосниматель) или электронные (аналоговый генератор звуковых частот, цифровая интегральная схема и др.) устройства. В классификации Хорнбостеля-Закса в сходном значении употребляется термин электрофоны. Классификация Э. и. остаётся предметом дискуссий и не вполне стабилизировалась. Э. и. делят на 2 подкласса: электромеханические (первичный колебательный процесс – механический; напр., колебания струны) и электронные (первичны колебания тех или иных электрич. или электромагнитных величин).
В первый из них, помимо инструментов, обладающих тембровой характерностью и узнаваемостью, на формальных основаниях включают также обычные (т. н. акустические) инструменты с резонатором (напр., гитара, саксофон, ударные), звук которых усиливается с помощью усилителя низкой частоты (УНЧ) и воспроизводится с помощью акустич. систем (такие инструменты называют также «подзвученными» или «адаптированными»). Тембровую характерность в электромеханич. инструментах (напр., электрогитаре) формирует обработка выходного сигнала, особенно типовые звуковые эффекты (англ. sound effects: дисторшн, хорус, октавер, фазовое и частотное вибрато, вау-вау, ревербератор и др.), реже – сам источник звука, напр.: камертоноподобная металлич. пластина в электропиано (торговая марка «Fender Rhodes piano»), струны в клавинете («Hohner clavinet»), зубчатые колёса в хаммонде (популярная разновидность электрооргана; торговая марка «Hammond organ»); звучание этих инструментов на выходе, как правило, модифицируется с применением тех же типовых эффектов.
Мн. электронные инструменты имеют гл. обр. историч. интерес как артефакты инженерных и композиторских экспериментов, лишь немногие перешли в разряд употребительных в исполнительской практике. В числе экспериментальных: терменвокс (1920), волны Мартено (1928), траутониум Ф. Траутвайна (1930), экводин А. А. Володина (1935), эмиритон А. В. Римского-Корсакова (1935), АНС (1958), субхаркорд Э. Шрайбера (1959; везде в скобках указана дата создания 1-го образца). Практич. значимость обрели муг (обобщённое название для одноголосных синтезаторов Р. Муга; менее распространён многоголосный «Polymoog») и другие серийно выпускавшиеся синтезаторы (в т. ч. вокодер – устройство электронного синтеза речи) и сэмплеры разл. торговых марок (особенно бюджетных японских: «Yamaha», «Roland», «Korg» и др.). С последних десятилетий 20 в., наряду с автономными «концертными» электронными муз. инструментами, широкое распространение получили прикладные компьютерные программы (со 2-й пол. 1990-х гг. на основе нем. технологии Virtual Studio Technology, сокр. VST-плагины), а также оснащённые «инструментальными банками» и др. средствами генерации и обработки звука звуковые карты (англ. sound cards), совмещающие функции электронного синтеза «инструмента» и конечной обработки звука с помощью «блока эффектов». Совр. музыкант (композитор, исполнитель, аранжировщик) управляет такого рода программами и специализир. периферийным оборудованием с помощью MIDI-контроллера, обычно выполненного в виде фп. клавиатуры, в студии или на концертной эстраде в реальном времени.