Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЛО́ДИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Назайкинский

ВОЛО́ДИН Ан­д­рей Алек­сан­д­ро­вич (26.9.1914, Мо­ск­ва – 12.2.1981, там же), российский учё­ный-аку­стик, пси­хо­лог, ра­дио­ин­же­нер, изо­бре­та­тель. Окон­чил Московский институт ин­же­не­ров свя­зи (1940). В 1935 скон­ст­руи­ро­вал одноголосный элек­тро­му­зы­каль­ный ин­ст­ру­мент экводин, который  впоследствии неоднократно модифицировал (последняя многотембровая версия инструмента «В-9» датирована 1958). В 1938–40 ра­бо­тал в аку­стической ла­бо­ра­то­рии Московской консерватории, в 1940–74 – на Московском ра­дио­за­во­де. С 1975 пре­по­да­вал пси­хо­ло­гию в Московской консерватории. В ис­сле­до­ва­ни­ях опи­рал­ся на соз­дан­ную им пси­хо­ло­гическую кон­цеп­цию зву­ко­слу­хо­вой це­ло­ст­но­сти, со­глас­но ко­то­рой слож­ный ко­ле­ба­тель­ный про­цесс не­сёт в се­бе ин­фор­ма­цию обо всех свой­ст­вах зву­ча­ния – вы­со­те зву­ка, крас­ке, гром­ко­сти, ло­ка­ли­за­ции, про­цес­су­аль­но-ди­на­мических осо­бен­но­стях (см. Звук му­зы­каль­ный, Му­зы­каль­ная аку­сти­ка); вы­де­ле­ние то­го или ино­го свой­ст­ва – ре­зуль­тат на­прав­лен­но­сти вни­ма­ния. От­стаи­вал творческую ак­тив­ность пси­хи­че­ско­го не толь­ко в со­чи­не­нии и ис­пол­не­нии, но и в вос­при­ятии му­зы­ки. По ре­зуль­та­там ис­сле­до­ва­ний В., ощу­ще­ние вы­со­ты соз­да­ёт­ся основным то­ном вме­сте с пер­вы­ми 8–9 гар­мо­ни­ка­ми, вхо­дя­щи­ми в ин­то­национное яд­ро гар­мо­нического спек­тра. В. под­чёр­ки­вал ис­клю­чи­тель­но важ­ную для му­зы­ки двой­ную роль это­го яд­ра, яв­ляю­ще­го­ся од­но­вре­мен­но и но­си­те­лем вы­со­ты, и су­ще­ст­вен­ной де­тер­ми­нан­той тем­бра. Ре­зо­нанс­ные кон­ту­ры ин­ст­ру­мен­та рас­смат­ри­вал как че­ре­до­ва­ние фор­мант с глу­хи­ми уча­ст­ка­ми – ан­ти­фор­ман­та­ми. Рас­по­ла­гая дос­та­точ­ным ма­те­риа­лом аку­стических из­ме­ре­ний музыкальных ин­ст­ру­мен­тов, учё­ный при­шёл к вы­во­ду, что му­зы­каль­ность зву­ка за­клю­ча­ет­ся, в ча­ст­но­сти, в кон­со­нант­ной со­гла­со­ван­но­сти обер­то­нов.

Соч.: Роль гар­мо­ни­че­ско­го спек­тра в вос­при­ятии вы­со­ты и тем­бра зву­ка // Му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во и нау­ка. М., 1970. Вып. 1; Электронные музыкальные инструменты. М., 1970; Элек­тро­му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты. М., 1979.

Лит.: На­зай­кин­ский Е. В. ТВМ // Му­зы­ка и ин­фор­ма­ти­ка. М., 1999.

Вернуться к началу