МУЗЫКА́ЛЬНАЯ АКУ́СТИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУЗЫКА́ЛЬНАЯ АКУ́СТИКА, раздел акустики, изучающий физич. свойства музыкальных звуков. Как и общая акустика, М. а. – междисциплинарная наука. В своих исследованиях она привлекает данные и (частично) понятийный аппарат др. наук: математики, теории музыки, психологии и др. Осн. предмет М. а. – высота звука, динамика (в музыке), тембр муз. звуков, гл. обр. с точки зрения их восприятия слухом и воспроизведения («интонирования») музыкантами-исполнителями. Теория муз. строёв и темпераций (см. в ст. Строй музыкальный), исторически составлявшая предмет стандартной теории музыки, ныне также считается областью муз. акустики.
Математич. основы звуковых систем, интервалов и строёв были известны уже в Древней Греции (пифагорейцы, Птолемей) и Китае (Люй Бувэй). Развитие М. а. связано с именами Боэция, Фараби, Рамоса де Парехи, Дж. Царлино, В. Галилеи, М. Мерсенна, А. Веркмейстера, И. Г. Нейдхардта, Ж. Совёра, Ж. Ф. Рамо, Л. Эйлера, Дж. Тартини, С. Танаки, Х. Римана, П. Хиндемита и др. Муз. теоретики (Риман, Хиндемит) использовали данные М. а. для построения естеств.-науч. концепций музыки, а физики и психологи (Г. Гельмгольц, К. Штумпф, В. Кёлер) – для создания физиологич. концепций муз. восприятия. В России вклад в М. а. внесли Н. А. Гарбузов (разработавший т. н. зонную теорию муз. слуха), Л. С. Термен, А. А. Володин, Е. А. Мурзин (создатели электромузыкальных инструментов), Е. В. Назайкинский.
Данные муз.-акустич. исследований применялись на практике издавна (напр., для воспитания слуха музыкантов на монохорде и настройки инструментов с фиксиров. высотой звука) и доныне используются в обучении музыкантов-исполнителей (напр., в тренировке певческого голоса), в конструировании и настройке муз. инструментов (в т. ч. в реконструкции старинных инструментов, применяемых в аутентичном исполнительстве), в организации совр. звукозаписи (в т. ч. в оснащении аудиостудии), в технике сочинения электронной музыки и т. д.