Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУЗЫКА́ЛЬНАЯ АКУ́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 406-407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МУЗЫКА́ЛЬНАЯ АКУ́СТИКА, раз­дел аку­сти­ки, изу­чаю­щий фи­зич. свой­ст­ва му­зы­каль­ных зву­ков. Как и об­щая аку­сти­ка, М. а. – меж­дис­ци­п­ли­нар­ная нау­ка. В сво­их ис­сле­до­ва­ни­ях она при­вле­ка­ет дан­ные и (час­тич­но) по­ня­тий­ный ап­па­рат др. на­ук: ма­те­ма­ти­ки, тео­рии му­зы­ки, пси­хо­ло­гии и др. Осн. пред­мет М. а. – вы­со­та зву­ка, ди­на­ми­ка (в му­зы­ке), тембр муз. зву­ков, гл. обр. с точ­ки зре­ния их вос­при­ятия слу­хом и вос­про­из­ве­де­ния («ин­то­ни­ро­ва­ния») му­зы­кан­та­ми-ис­пол­ни­те­ля­ми. Тео­рия муз. стро­ёв и тем­пе­ра­ций (см. в ст. Строй му­зы­каль­ный), ис­то­ри­че­ски со­став­ляв­шая пред­мет стан­дарт­ной тео­рии му­зы­ки, ны­не так­же счи­та­ет­ся об­ла­стью муз. аку­сти­ки.

Ма­те­ма­тич. ос­но­вы зву­ко­вых сис­тем, ин­тер­ва­лов и стро­ёв бы­ли из­вест­ны уже в Древ­ней Гре­ции (пи­фа­го­рей­цы, Пто­ле­мей) и Ки­тае (Люй Бу­вэй). Раз­ви­тие М. а. свя­за­но с име­на­ми Бо­эция, Фа­ра­би, Ра­мо­са де Па­ре­хи, Дж. Цар­ли­но, В. Га­ли­леи, М. Мер­сен­на, А. Верк­мей­сте­ра, И. Г. Ней­дхард­та, Ж. Со­вё­ра, Ж. Ф. Ра­мо, Л. Эй­ле­ра, Дж. Тар­ти­ни, С. Та­на­ки, Х. Ри­ма­на, П. Хин­де­ми­та и др. Муз. тео­ре­ти­ки (Ри­ман, Хин­де­мит) ис­поль­зо­ва­ли дан­ные М. а. для по­строе­ния ес­теств.-на­уч. кон­цеп­ций му­зы­ки, а фи­зи­ки и пси­хо­ло­ги (Г. Гельм­гольц, К. Штумпф, В. Кё­лер) – для соз­да­ния фи­зио­ло­гич. кон­цеп­ций муз. вос­при­ятия. В Рос­сии вклад в М. а. вне­сли Н. А. Гар­бу­зов (раз­ра­бо­тав­ший т. н. зон­ную тео­рию муз. слу­ха), Л. С. Тер­мен, А. А. Во­ло­дин, Е. А. Мур­зин (соз­да­те­ли элек­тро­му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов), Е. В. На­зай­кин­ский.

Дан­ные муз.-аку­стич. ис­сле­до­ва­ний при­ме­ня­лись на прак­ти­ке из­дав­на (напр., для вос­пи­та­ния слу­ха му­зы­кан­тов на мо­но­хор­де и на­строй­ки ин­ст­ру­мен­тов с фик­си­ров. вы­со­той зву­ка) и до­ны­не ис­поль­зу­ют­ся в обу­че­нии му­зы­кан­тов-ис­пол­ни­те­лей (напр., в тре­ни­ров­ке пев­че­ско­го го­ло­са), в кон­ст­руи­ро­ва­нии и на­строй­ке муз. ин­ст­ру­мен­тов (в т. ч. в ре­кон­ст­рук­ции ста­рин­ных ин­ст­ру­мен­тов, при­ме­няе­мых в ау­тен­тич­ном ис­пол­ни­тель­ст­ве), в ор­га­ни­за­ции совр. зву­ко­за­пи­си (в т. ч. в ос­на­ще­нии ау­дио­сту­дии), в тех­ни­ке со­чи­не­ния элек­трон­ной му­зы­ки и т. д.

Лит.: Гельм­гольц Г. Уче­ние о слу­хо­вых ощу­ще­ни­ях как фи­зио­ло­ги­че­ская ос­но­ва для тео­рии му­зы­ки. СПб., 1875. М., 2010; Stumpf C. Tonpsychologie. Lpz., 1883–1890. Bd 1–2; Ри­ман Х. Аку­сти­ка с точ­ки зре­ния му­зы­каль­ной нау­ки. М., 1898; Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. Mainz, 1937. Tl 1; Му­зы­каль­ная аку­сти­ка / Под ред. Н. А. Гар­бу­зо­ва. 2-е изд. М., 1954; При­ме­не­ние аку­сти­че­ских ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния в му­зы­коз­на­нии. Сб. ста­тей. М., 1964; Во­ло­дин А. А. Роль гар­мо­ни­че­ско­го спек­тра в вос­при­ятии вы­со­ты и тем­бра зву­ка // Му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во и нау­ка. М., 1970; Hören, Messen und Rechnen in der frühen Neuzeit. Darmstadt, 1987 (Geschichte der Mu­siktheorie. Bd 6); Куз­не­цов Л. А. Аку­сти­ка му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов. М., 1989; На­зай­кин­ский Е. В. ТВМ // Му­зы­ка и ин­фор­ма­ти­ка. М., 1999; Стар­че­ус М. С. Слух му­зы­кан­та. М., 2003; Benson D. Music: a mathe­matical offering. Camb., 2007; Ал­до­ши­на И. А., Приттс Р. Му­зы­каль­ная аку­сти­ка. СПб., 2009.

Вернуться к началу