Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́МОС ДЕ ПАРЕ́ХА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 212

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Рамос де Пареха. 4-голосный канон. Рукопись 15 в. Библиотека Лауренциана (Флоренция).

РА́МОС ДЕ ПАРЕ́ХА, Ра­мис де Па­ре­ха (Ramos de Pareja, Ramis de Pareja) Бар­то­ло­ме (ок. 1440, Ба­эса, Ан­да­лу­сия – по­сле 1490, Рим), исп. тео­ре­тик му­зы­ки и ком­по­зи­тор. Пре­по­да­вал в Ун-те Са­ла­ман­ки. В 1470-х гг. пе­ре­ехал в Бо­ло­нью, при­об­рёл из­вест­ность как тео­ре­тик му­зы­ки и пе­да­гог, сре­ди уче­ни­ков – тео­ре­тик му­зы­ки Дж. Спа­та­ро. Ок. 1484 пе­ре­ехал в Рим. Един­ст­вен­ный со­хра­нив­ший­ся труд – «Прак­ти­че­ская му­зы­ка» («Musica practica», т. е. тео­рия му­зы­ки, на­прав­лен­ная на прак­ти­ку; ин­ку­на­бу­ла, опубл. в 1482). Р. де П. не при­зна­вал ав­то­ри­тет Бо­эция и Гви­до Аре­тин­ско­го и был ак­тив­ным сто­рон­ни­ком эм­пи­риз­ма. В де­ле­нии мо­но­хор­да ус­та­но­вил тер­ции 5:4 и 6:5 вме­сто пи­фа­го­рей­ских ди­то­на и по­лу­ди­то­на. Об­су­ж­де­ние им на­строй­ки кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тов счи­та­ет­ся ран­ним сви­де­тель­ст­вом сред­не­то­но­вой тем­пе­ра­ции (см. в ст. Строй му­зы­каль­ный). Вме­сто тра­диц. гек­са­хор­до­вой тео­рии соль­ми­за­ции, вос­хо­дя­щей к Гви­до, Р. де П. пред­ло­жил соб­ст­вен­ную мне­мо­ни­ку во­ксов (сло­гов муз. соль­ми­за­ции) в диа­па­зо­не ок­та­вы, ис­поль­зуя лат. фра­зу «PSAL-LI-TUR PER VO-CES IS-TAS», где функ­ция TAS (со­от­вет­ст­вую­щая сту­пе­ни «до») сов­па­да­ла с функ­ци­ей PSAL; это са­мо по се­бе вер­нее от­ра­жа­ло сло­жив­шую­ся в совр. ему муз. прак­ти­ке сис­те­му мно­го­го­лос­ных ок­тав­ных ла­дов. В об­лас­ти рит­ми­ки и но­та­ции Р. де П. ост­ро по­ле­ми­зи­ро­вал с со­вре­мен­ни­ка­ми-мен­зу­ра­ли­ста­ми, пре­ж­де все­го с Й. Тинк­то­ри­сом и Ф. Га­фу­ри. Р. де П. ока­зал влия­ние на по­следую­щих итал. учё­ных – П. Аро­на, Дж. М. Лан­фран­ко и др.; опи­сан­ные в трак­та­те тер­ции чис­то­го строя за­кре­пи­лись в тру­дах Л. Фоль­я­но и Дж. Цар­ли­но. О ком­по­зи­тор­ском ма­стер­ст­ве Р. де П. сви­де­тель­ст­ву­ет за­шиф­ро­ван­ный 4-го­лос­ный бес­ко­неч­ный ка­нон, со­хра­нив­ший­ся во фло­рен­тий­ской ру­ко­пи­си 15 в. (илл.).

Лит.: По­спе­ло­ва Р. Л. По­че­му не ут­вер­ди­лась ре­фор­ма соль­ми­за­ции Ра­мо­са де Па­ре­хи?: Ра­мос про­тив Гви­до // Ме­то­ды изу­че­ния ста­рин­ной му­зы­ки. М., 1992; Ле­бе­дев С. Н. За­га­доч­ный ка­нон Ра­мо­са де Па­ре­хи // Ста­рин­ная му­зы­ка. 2002. № 4.

Вернуться к началу