РА́МОС ДЕ ПАРЕ́ХА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РА́МОС ДЕ ПАРЕ́ХА, Рамис де Пареха (Ramos de Pareja, Ramis de Pareja) Бартоломе (ок. 1440, Баэса, Андалусия – после 1490, Рим), исп. теоретик музыки и композитор. Преподавал в Ун-те Саламанки. В 1470-х гг. переехал в Болонью, приобрёл известность как теоретик музыки и педагог, среди учеников – теоретик музыки Дж. Спатаро. Ок. 1484 переехал в Рим. Единственный сохранившийся труд – «Практическая музыка» («Musica practica», т. е. теория музыки, направленная на практику; инкунабула, опубл. в 1482). Р. де П. не признавал авторитет Боэция и Гвидо Аретинского и был активным сторонником эмпиризма. В делении монохорда установил терции 5:4 и 6:5 вместо пифагорейских дитона и полудитона. Обсуждение им настройки клавишных инструментов считается ранним свидетельством среднетоновой темперации (см. в ст. Строй музыкальный). Вместо традиц. гексахордовой теории сольмизации, восходящей к Гвидо, Р. де П. предложил собственную мнемонику воксов (слогов муз. сольмизации) в диапазоне октавы, используя лат. фразу «PSAL-LI-TUR PER VO-CES IS-TAS», где функция TAS (соответствующая ступени «до») совпадала с функцией PSAL; это само по себе вернее отражало сложившуюся в совр. ему муз. практике систему многоголосных октавных ладов. В области ритмики и нотации Р. де П. остро полемизировал с современниками-мензуралистами, прежде всего с Й. Тинкторисом и Ф. Гафури. Р. де П. оказал влияние на последующих итал. учёных – П. Арона, Дж. М. Ланфранко и др.; описанные в трактате терции чистого строя закрепились в трудах Л. Фольяно и Дж. Царлино. О композиторском мастерстве Р. де П. свидетельствует зашифрованный 4-голосный бесконечный канон, сохранившийся во флорентийской рукописи 15 в. (илл.).