НЕ́ЙДХАРДТ ИОГАНН ГЕОРГ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕ́ЙДХАРДТ (Neidhardt) Иоганн Георг (ок. 1685, Бернштадт, Силезия, ныне Берутув, Польша – 1.1.1739, Кёнигсберг, ныне Калининград), нем. теоретик музыки, органист, композитор. Изучал теологию и философию в ун-тах Виттенберга, Йены, Кёнигсберга. Музыке учился у Иоганна Николауса Баха, композитора и гор. органиста Йены. В 1710-х гг. преподавал муз. композицию в Ун-те Бреслау (ныне Вроцлав). С 1720 до конца жизни придворный капельмейстер в Кёнигсберге, преподавал в ун-те стихосложение и игру на органе. Все изданные труды Н. посвящены муз. темперации; трактат «Проблемы гармонической композиции» (ок. 1715), содержащий практич. учение о гармонии и обзор совр. муз. форм, не опубликован. Первый трактат Н. «Наилучшая и легчайшая темперация монохорда» (1706) написан им в студенч. годы; представленный здесь расчёт равномерной темперации математически неточен, т. к. основывался на делении дидимовой (а не пифагоровой) коммы на 12 равных частей (в этом Н., видимо, следовал А. Веркмейстеру, считавшему разницу между дидимовой и пифагоровой коммами несущественной для практич. расчёта деления монохорда). Разработанную в этом труде темперацию Н. предложил для настройки нового органа в гор. церкви Йены, однако его проект, основанный на соответствующем делении монохорда, не был принят: метод настройки И. Н. Баха «исключительно по слуху» был признан лучшим. В следующем труде «Деление гармонического канона» (1724) Н. исправил математич. ошибку предыдущей работы и указал точный расчёт равномерной темперации, а также, явно сформулировав принцип распределения пифагоровой коммы по 12 квинтам квинтового круга как теоретич. основание темперации, предложил 3 метода неравномерной настройки органов, которые рекомендовал «для деревни», «для маленького города» и «для большого города». Эти настройки различались степенью темперации «диатонических» (т. е. «белоклавишных») терций: так, настройка «для деревни» имела наиболее благозвучные диатонические терции (близкие к акустически чистым), что достигалось за счёт большего отклонения «хроматических» (находящихся на «чёрных клавишах») терций от акустически чистых. Равномерную темперацию Н. рекомендовал к использованию «при дворе», поскольку она наиболее пригодна для транспозиции (в ансамблевой игре) и для богатой модуляциями музыки. В труде «Полностью исчерпывающие математические деления диатонико-хроматического темперированного канона-монохорда» (изд. в 1732, расширенное изд. – 1734, лат. пер. 1735) Н. привёл, кроме равномерной, расчёт 18 «хороших» (позволяющих использование всех тональностей) неравномерных темпераций. Каждая из указанных в этом труде настроек основана на темперации квинт в квинтовом круге на 1/4, 1/6 или 1/12 часть пифагоровой коммы (в разл. сочетаниях); в их числе – новые версии темпераций, рекомендованные Н. для «деревни», «маленького» и «большого городов». Труд «Устройство диатонико-хроматической октавы, выведенное из ряда натуральных чисел, а также равномерной темперации» (изд. в 1734 на лат. яз. и в нем. пер.) посвящён рассмотрению и расчёту исключительно равномерной темперации; написанный в духе математич. трактатов своего времени, он разбит на «предложения» и «схолии» к ним. Для метода Н. в целом характерны тщательный анализ достижений др. учёных и стремление к чрезвычайной строгости математич. изложения; последнее до сих пор затрудняет рецепцию трудов Н. в среде музыковедов. Н. ввёл термин «равномерная темперация» (нем. gleichschwebende Temperatur, лат. temperamentum aequale); И. Кунау и И. Маттезон, поддержавшие «нейдхардтовскую» (как они писали) равномерную темперацию, способствовали её распространению в музыке 18 в. Н. также впервые определил микроинтервалы схизмы и диасхизмы в значении, принятом ныне (в прежние времена эти слова использовались преим. в др. значении, установленном в нач. 6 в. Боэцием). Б. ч. муз. сочинений Н. утрачена, среди сохранившихся – «Семь покаянных псалмов» (1715).