КУ́НА́У ИОГАНН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́НА́У (Kuhnau) Иоганн (крещён 6.4.1660, Гайзинг, Саксония – 5.6.1722, Лейпциг), нем. композитор, органист, муз. писатель. В 1682–88 изучал право в Лейпцигском ун-те. С 1684 органист, с 1701 кантор Школы Св. Фомы в Лейпциге (в этой должности отвечал за исполнение музыки в гл. церквах города; его преемник – И. С. Бах). Среди учеников – К. Граупнер, И. Ф. Фаш. В обширном творческом наследии К. преобладают вокальные произведения для лютеранской церкви. Внёс значит. вклад в развитие жанра кантаты, во многом предвосхитив произведения Баха; автор св. 100 духовных кантат (гл. обр. для солистов, хора и инструментального ансамбля или оркестра) и близких им сочинений, приуроченных к воскресным и праздничным службам, важным событиям гор. жизни (сохранились ок. 30). Наиболее крупное церковное сочинение К. на нем. яз. – «Страсти по Марку» (1721, сохр. частично). Из сочинений на лат. тексты (сохр. 6) выделяется Магнификат (для 5 солистов, хора и оркестра). К. – автор первой в Германии сонаты для клавесина (1692). Сонаты и танцевальные сюиты (тех и других по 14) опубликованы в 4 собраниях: «Новые клавирные упражнения» в 2 частях («Neue Clavier-Übung», 1689 и 1692), «Свежие клавирные плоды, или Семь сонат хорошего изобретения и манеры» («Frische Clavier Früchte, oder Sieben Sonaten von guter Invention und Manier», 1696), «Музыкальное представление некоторых библейских историй в 6 сонатах» («Musikalische Vorstellung einiger biblischer Historien in 6 Sonaten», 1700); последнее, более известное как 6 «Библейских сонат» для клавесина («Борьба Давида с Голиафом», «Давид исцеляет Саула музыкой», «Женитьба Иакова» и др.), – значительная веха в истории программной музыки.
Автор муз.-теоретич. работ (в т. ч. лат. трактата «Основы композиции»); в предисловии к «Библейским сонатам» полемизировал с отд. положениями аффектов теории (как она дана у А. Кирхера). Среди лит. сочинений известность получил плутовской роман «Музыкальный шарлатан» («Der musicalische Quacksalber», 1700) – острая сатира на муз. жизнь Германии кон. 17 в. (в частности, высмеивается характерная для того времени итальяномания).