Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ММА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Зубов

КО́ММА (греч. ϰόμμα – от­ре­зок), 1) в ан­тич­ной ри­то­ри­ке – крат­кий от­ре­зок ре­чи (из двух или не­сколь­ких слов), часть ко­ло­на.

2) В тео­рии му­зы­ки – об­щее на­зва­ние для мик­ро­ин­тер­ва­лов около 1/71/10 це­ло­го то­на, воз­ни­каю­щих, как пра­ви­ло, при со­пос­тав­ле­нии од­но­тип­ных ин­тер­ва­лов в различных стро­ях му­зы­каль­ных. Тер­мин (по от­но­ше­нию к пи­фа­го­ро­ву строю) впер­вые встре­ча­ет­ся в комментарии Прокла к «Тимею» Платона. Бо­эций ха­рак­те­ри­зу­ет К. как «наи­мень­шее из то­го, что слух мо­жет вос­при­нять».

Под К. (без уточ­не­ний) ча­ще все­го по­ни­ма­ют ди­ди­мо­ву К. Пи­фа­го­ро­ва К. воз­ни­ка­ет в свя­зи с не­замк­ну­то­стью пи­фа­го­ро­ва строя, например, c-His, des-cis, eses-d. Не­об­хо­ди­мость рас­пре­де­ле­ния пи­фа­го­ро­вой К. по не­ко­то­рым или всем из 12 квинт, как ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип по­строе­ния замк­ну­тых 12-сту­пен­ных тем­пе­ра­ций, бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на в тру­дах А. Верк­мей­сте­ра и И. Г. Нейд­хард­та. Раз­ность пи­фа­го­ро­вой К. и ди­ди­мо­вой К. (1,95 цен­та) на­зы­ва­ет­ся схиз­мой. Умень­шён­ная ком­ма (ди­ас­хиз­ма) рав­на раз­но­сти ди­ди­мо­вой К. и схиз­мы.

К. не об­ра­зу­ет отдельной сту­пе­ни в тра­диционных западноев­ропейских ла­дах (и, со­от­вет­ст­вен­но, не на­де­ля­ет­ся осо­бой функ­ци­ей ла­до­вой), од­на­ко ис­поль­зу­ет­ся му­зы­кан­та­ми для при­да­ния ис­пол­не­нию боль­шей вы­ра­зи­тель­но­сти. Ком­ма­ти­че­ское раз­ли­чие ин­тер­ва­лов вы­яв­ля­ет­ся, например, в ме­ло­дической ли­нии в мно­го­го­лос­ной му­зы­ке (при со­пря­же­нии дис­со­нан­са или не­со­вер­шен­но­го кон­со­нан­са с со­вер­шен­ным кон­со­нан­сом), при за­ме­не ди­ез­ной сту­пе­ни (напр., gis) бе­моль­ной (as; об этом пи­шет И. И. Кванц) и т. д. См. Зон­ная тео­рия.

В музыкальной тео­рии рас­смат­ри­ва­ют­ся так­же другие раз­но­вид­но­сти К., например, голь­де­ро­ва, или араб­ская, К. (1/53 часть ок­та­вы; 22,64 цен­та). Ино­гда ком­ма­ми на­зы­ва­ют лю­бые ин­тер­ва­лы ме­нее 1/8 то­на; к та­ко­му ти­пу от­но­сит­ся ком­ма Н. Мер­ка­то­ра (раз­ность 53 чис­тых квинт и 31 ок­та­вы, рав­ная раз­но­сти 4 пи­фа­го­ро­вых К. и лим­мы; 3,62 цен­та).

Таблица. Ви­ды ком­мы.

НазваниеОпределениеЧисловое значение (отношение частот звуков интервала)Величина в центах
Дидимова (также птолемеева), или синтоническая, коммаРазность между большой терцией пифагорова строя (дитоном) и чистой большой терцией; разность между большим и меньшим целыми тонами чистого строя$$\frac{81}{64}:\frac{5}{4}=\frac{9}{8}:\frac{10}{9}=\frac{81}{80}$$21,51
Пифагорова, или дитоническая, коммаРазность между 6 целыми тонами и октавой; разность между 12 чистыми квинтами и 7 октавами; разность между хроматическим и диатоническим полутонами пифагорова строя (т. е. между апотомой и лиммой)$\bigg (\frac{9}{8}\bigg)^6:\frac{2}{1}=\bigg (\frac{3}{2}\bigg)^{12}:\bigg (\frac{2}{1}\bigg)^7=\\=\frac{2187}{2048}:\frac{256}{243}=\frac{3^{12}}{2^{19}}=\frac{531441}{524288}$23,46
Архитова, или септимовая, коммаРазность между малой септимой пифагорова строя и натуральной малой септимой; разность между малой терцией пифагорова строя и архитовой малой терцией (7/6)$$\frac{16}{9}:\frac{7}{4}=\frac{32}{27}:\frac{7}{6}=\frac{64}{63}$$27,26
Уменьшённая комма (по Ж. Ф. Рамо), или диасхизма (по А. Эллису)Разность между малой диесой (т. е. избытком октавы над 3 чистыми терциями) и дидимовой коммой; разность двух дидимовых комм и пифагоровой коммы$$\frac{128}{125}:\frac{81}{80}=\bigg (\frac{81}{80}\bigg)^2:\frac{531441}{524288}=\\=\frac{2048}{2025}$$19,55

  • КО́ММА 1) в античной риторике – краткий отрезок речи, часть колона; 2) в тео­рии му­зы­ки – об­щее на­зва­ние для мик­ро­ин­тер­ва­лов ок. 1/7 – 1/10 це­ло­го то­на, воз­ни­каю­щих, как пра­ви­ло, при со­пос­тав­ле­нии од­но­тип­ных ин­тер­ва­лов в разл. стро­ях му­зы­каль­ных (2009)
Вернуться к началу