КО́ММА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Электронная версия:
КО́ММА (греч. ϰόμμα – отрезок), 1) в античной риторике – краткий отрезок речи (из двух или нескольких слов), часть колона.
2) В теории музыки – общее название для микроинтервалов около 1/7 – 1/10 целого тона, возникающих, как правило, при сопоставлении однотипных интервалов в различных строях музыкальных. Термин (по отношению к пифагорову строю) впервые встречается в комментарии Прокла к «Тимею» Платона. Боэций характеризует К. как «наименьшее из того, что слух может воспринять».
Под К. (без уточнений) чаще всего понимают дидимову К. Пифагорова К. возникает в связи с незамкнутостью пифагорова строя, например, c-His, des-cis, eses-d. Необходимость распределения пифагоровой К. по некоторым или всем из 12 квинт, как основополагающий принцип построения замкнутых 12-ступенных темпераций, была сформулирована в трудах А. Веркмейстера и И. Г. Нейдхардта. Разность пифагоровой К. и дидимовой К. (1,95 цента) называется схизмой. Уменьшённая комма (диасхизма) равна разности дидимовой К. и схизмы.
К. не образует отдельной ступени в традиционных западноевропейских ладах (и, соответственно, не наделяется особой функцией ладовой), однако используется музыкантами для придания исполнению большей выразительности. Комматическое различие интервалов выявляется, например, в мелодической линии в многоголосной музыке (при сопряжении диссонанса или несовершенного консонанса с совершенным консонансом), при замене диезной ступени (напр., gis) бемольной (as; об этом пишет И. И. Кванц) и т. д. См. Зонная теория.
В музыкальной теории рассматриваются также другие разновидности К., например, гольдерова, или арабская, К. (1/53 часть октавы; 22,64 цента). Иногда коммами называют любые интервалы менее 1/8 тона; к такому типу относится комма Н. Меркатора (разность 53 чистых квинт и 31 октавы, равная разности 4 пифагоровых К. и лиммы; 3,62 цента).
Таблица. Виды коммы.
Название | Определение | Числовое значение (отношение частот звуков интервала) | Величина в центах |
---|---|---|---|
Дидимова (также птолемеева), или синтоническая, комма | Разность между большой терцией пифагорова строя (дитоном) и чистой большой терцией; разность между большим и меньшим целыми тонами чистого строя | 8164:54=98:109=8180 | 21,51 |
Пифагорова, или дитоническая, комма | Разность между 6 целыми тонами и октавой; разность между 12 чистыми квинтами и 7 октавами; разность между хроматическим и диатоническим полутонами пифагорова строя (т. е. между апотомой и лиммой) | (98)6:21=(32)12:(21)7==21872048:256243=312219=531441524288 | 23,46 |
Архитова, или септимовая, комма | Разность между малой септимой пифагорова строя и натуральной малой септимой; разность между малой терцией пифагорова строя и архитовой малой терцией (7/6) | 169:74=3227:76=6463 | 27,26 |
Уменьшённая комма (по Ж. Ф. Рамо), или диасхизма (по А. Эллису) | Разность между малой диесой (т. е. избытком октавы над 3 чистыми терциями) и дидимовой коммой; разность двух дидимовых комм и пифагоровой коммы | 128125:8180=(8180)2:531441524288==20482025 | 19,55 |