КО́ММА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ММА (греч. ϰόμμα – отрезок), 1) в античной риторике – краткий отрезок речи (из двух или нескольких слов), часть колона.
2) В теории музыки – общее название для микроинтервалов около 1/7 – 1/10 целого тона, возникающих, как правило, при сопоставлении однотипных интервалов в различных строях музыкальных. Термин (по отношению к пифагорову строю) впервые встречается в комментарии Прокла к «Тимею» Платона. Боэций характеризует К. как «наименьшее из того, что слух может воспринять».
Под К. (без уточнений) чаще всего понимают дидимову К. Пифагорова К. возникает в связи с незамкнутостью пифагорова строя, например, c-His, des-cis, eses-d. Необходимость распределения пифагоровой К. по некоторым или всем из 12 квинт, как основополагающий принцип построения замкнутых 12-ступенных темпераций, была сформулирована в трудах А. Веркмейстера и И. Г. Нейдхардта. Разность пифагоровой К. и дидимовой К. (1,95 цента) называется схизмой. Уменьшённая комма (диасхизма) равна разности дидимовой К. и схизмы.
К. не образует отдельной ступени в традиционных западноевропейских ладах (и, соответственно, не наделяется особой функцией ладовой), однако используется музыкантами для придания исполнению большей выразительности. Комматическое различие интервалов выявляется, например, в мелодической линии в многоголосной музыке (при сопряжении диссонанса или несовершенного консонанса с совершенным консонансом), при замене диезной ступени (напр., gis) бемольной (as; об этом пишет И. И. Кванц) и т. д. См. Зонная теория.
В музыкальной теории рассматриваются также другие разновидности К., например, гольдерова, или арабская, К. (1/53 часть октавы; 22,64 цента). Иногда коммами называют любые интервалы менее 1/8 тона; к такому типу относится комма Н. Меркатора (разность 53 чистых квинт и 31 октавы, равная разности 4 пифагоровых К. и лиммы; 3,62 цента).
Таблица. Виды коммы.
Название | Определение | Числовое значение (отношение частот звуков интервала) | Величина в центах |
---|---|---|---|
Дидимова (также птолемеева), или синтоническая, комма | Разность между большой терцией пифагорова строя (дитоном) и чистой большой терцией; разность между большим и меньшим целыми тонами чистого строя | $$\frac{81}{64}:\frac{5}{4}=\frac{9}{8}:\frac{10}{9}=\frac{81}{80}$$ | 21,51 |
Пифагорова, или дитоническая, комма | Разность между 6 целыми тонами и октавой; разность между 12 чистыми квинтами и 7 октавами; разность между хроматическим и диатоническим полутонами пифагорова строя (т. е. между апотомой и лиммой) | $\bigg (\frac{9}{8}\bigg)^6:\frac{2}{1}=\bigg (\frac{3}{2}\bigg)^{12}:\bigg (\frac{2}{1}\bigg)^7=\\=\frac{2187}{2048}:\frac{256}{243}=\frac{3^{12}}{2^{19}}=\frac{531441}{524288}$ | 23,46 |
Архитова, или септимовая, комма | Разность между малой септимой пифагорова строя и натуральной малой септимой; разность между малой терцией пифагорова строя и архитовой малой терцией (7/6) | $$\frac{16}{9}:\frac{7}{4}=\frac{32}{27}:\frac{7}{6}=\frac{64}{63}$$ | 27,26 |
Уменьшённая комма (по Ж. Ф. Рамо), или диасхизма (по А. Эллису) | Разность между малой диесой (т. е. избытком октавы над 3 чистыми терциями) и дидимовой коммой; разность двух дидимовых комм и пифагоровой коммы | $$\frac{128}{125}:\frac{81}{80}=\bigg (\frac{81}{80}\bigg)^2:\frac{531441}{524288}=\\=\frac{2048}{2025}$$ | 19,55 |