СТУПЕ́НЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТУПЕ́НЬ, характеристика относительной высоты музыкального звука по его местоположению в звукоряде. В отеч. науке термин «С.» относится к числу наиболее распространённых и употребляется в разных смыслах. В музыкальной акустике под «С.» подразумевают точку деления к.-л. интервала на более мелкие интервалы, своего рода «техническую метку» – напр., в выражениях «12-ступенное деление октавы фортепиано», «17-ступенный звукоряд тара». В теории музыки «ступени» находят в любых звуковых системах: напр., «меса – центральная ступень греческой Полной системы» (см. в ст. Совершенная система), «ступень дасийного звукоряда», «в каждом из согласий обиходного звукоряда три ступени» и т. д. Термин «С.» относят к любому из родов интервальных систем – напр., «замена диатонической ступени хроматической», «миксодиатоническая ступень b/h». Кроме того, «в ступенях» исчисляют октавные ладовые звукоряды, независимо от типа лада (модального, тонального), его историч. и региональной специфики (в аналитич. нотации такие С. записывают рим. цифрами от I до VII). В мажорно-минорной тональности С. также называется аккорд (по принципу «часть вместо целого»), основной тон которого является ступенью мажорного или минорного звукоряда. Гармоники (обертоны) натурального звукоряда «ступенями» не называют.
При использовании того или иного значения термина «С.» следует учитывать контекст словоупотребления. Напр., упоминание о «17-ступенном делении октавы» в учении Сафи ад-Дина о макаме (13 в.) не означает, что ладовый звукоряд любого макама обязательно содержит все 17 ступеней-меток, точно так же как 12-ступенная «хроматическая» октава современного фортепиано не означает, что любое муз. сочинение, исполненное на таком инструменте, должно быть непременно додекафонным.