Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТУПЕ́НЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 350-351

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

СТУПЕ́НЬ, ха­рак­те­ри­сти­ка от­но­си­тель­ной вы­со­ты му­зы­каль­но­го зву­ка по его ме­сто­по­ло­же­нию в зву­ко­ря­де. В отеч. нау­ке тер­мин «С.» от­но­сит­ся к чис­лу наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных и упот­реб­ля­ет­ся в раз­ных смыс­лах. В му­зы­каль­ной аку­сти­ке под «С.» под­ра­зу­ме­ва­ют точ­ку де­ле­ния к.-л. ин­тер­ва­ла на бо­лее мел­кие ин­тер­ва­лы, сво­его ро­да «тех­ни­че­скую мет­ку» – напр., в вы­ра­же­ни­ях «12-сту­пен­ное де­ле­ние ок­та­вы фор­те­пиа­но», «17-сту­пен­ный зву­ко­ряд та­ра». В тео­рии му­зы­ки «сту­пе­ни» на­хо­дят в лю­бых зву­ко­вых сис­те­мах: напр., «ме­са – цен­траль­ная сту­пень гре­че­ской Пол­ной сис­те­мы» (см. в ст. Со­вер­шен­ная сис­те­ма), «сту­пень да­сий­но­го зву­ко­ря­да», «в ка­ж­дом из со­гла­сий оби­ход­но­го зву­ко­ря­да три сту­пе­ни» и т. д. Тер­мин «С.» от­но­сят к лю­бо­му из ро­дов ин­тер­валь­ных сис­тем – напр., «за­ме­на диа­то­ни­че­ской сту­пе­ни хро­ма­ти­че­ской», «мик­со­диа­то­ни­че­ская сту­пень b/h». Кро­ме то­го, «в сту­пе­нях» ис­чис­ля­ют ок­тав­ные ла­до­вые зву­ко­ря­ды, не­за­ви­си­мо от ти­па ла­да (мо­даль­но­го, то­наль­но­го), его ис­то­рич. и ре­гио­наль­ной спе­ци­фи­ки (в ана­ли­тич. но­та­ции та­кие С. за­пи­сы­ва­ют рим. циф­ра­ми от I до VII). В ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти С. так­же на­зы­ва­ет­ся ак­корд (по прин­ци­пу «часть вме­сто це­ло­го»), ос­нов­ной тон ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся сту­пе­нью ма­жор­но­го или ми­нор­но­го зву­ко­ря­да. Гар­мо­ни­ки (обер­то­ны) на­ту­раль­но­го зву­ко­ря­да «сту­пе­ня­ми» не на­зы­ва­ют.

При ис­поль­зо­ва­нии то­го или ино­го зна­че­ния тер­ми­на «С.» сле­ду­ет учи­ты­вать кон­текст сло­во­упот­реб­ле­ния. Напр., упо­ми­на­ние о «17-сту­пен­ном де­ле­нии ок­та­вы» в уче­нии Са­фи ад-Ди­на о ма­ка­ме (13 в.) не оз­на­ча­ет, что ла­до­вый зву­ко­ряд лю­бо­го ма­ка­ма обя­за­тель­но со­дер­жит все 17 сту­пе­ней-ме­ток, точ­но так же как 12-сту­пен­ная «хро­ма­ти­че­ская» ок­та­ва со­вре­мен­но­го фор­те­пиа­но не оз­на­ча­ет, что лю­бое муз. со­чи­не­ние, ис­пол­нен­ное на та­ком ин­ст­ру­мен­те, долж­но быть не­пре­мен­но до­де­ка­фон­ным.

Лит.: Хо­ло­пов Ю. Н. Сту­пе­ни и функ­ции, или как пра­виль­но оп­ре­де­лять гар­мо­нию // Гар­мо­ния: Про­бле­мы нау­ки и ме­то­ди­ки. Рос­тов н/Д., 2002. Вып. 1.

Вернуться к началу