Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗВУКОВА́Я СИСТЕ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 345

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов

ЗВУКОВА́Я СИСТЕ́МА, вы­сот­ная (ин­тер­валь­ная) ор­га­ни­за­ция муз. зву­ков на ос­но­ве к.-л. еди­но­го прин­ци­па. З. с. – кон­крет­ное во­пло­ще­ние ла­да, строя му­зы­каль­но­го, т. е. му­зы­каль­но-смы­сло­вых от­но­ше­ний меж­ду зву­ка­ми как эле­мен­та­ми вы­сот­ной струк­ту­ры (в от­ли­чие от гам­мы, зву­ко­ря­да). По­ня­тие З. с. не сле­ду­ет сме­ши­вать с бо­лее ши­ро­ким по­ня­ти­ем муз. сис­те­мы, вклю­чаю­щим не толь­ко зву­ко­вы­сот­ную сто­ро­ну му­зы­ки, но так­же метр и ритм, фак­ту­ру, муз. фор­му и т. д.

З. с. от­ра­жа­ет ло­гич. связ­ность и упо­ря­до­чен­ность муз. мыш­ле­ния на не­ко­то­рой ста­дии его раз­ви­тия. Ис­то­рич. эво­лю­ция З. с. име­ет оп­ре­де­лён­ную на­прав­лен­ность: в хо­де этой эво­лю­ции в ко­неч­ном счё­те утон­ча­ет­ся зву­ко­вая диф­фе­рен­циа­ция, уве­ли­чи­ва­ет­ся со­став зву­ков, во­вле­кае­мых в З. с., ук­ре­п­ля­ют­ся и уп­ро­ща­ют­ся свя­зи ме­ж­ду ни­ми (при од­но­вре­мен­ном фор­ми­ро­ва­нии раз­ветв­лён­ной ие­рар­хии свя­зей). З. с. в собств. смыс­ле пред­ше­ст­во­ва­ла ста­дия пер­во­быт­но­го глис­сан­ди­ро­ва­ния (эк­ме­ли­ки), из ко­то­ро­го толь­ко на­чи­на­ли вы­де­лять­ся опор­ные зву­ки. Пер­вич­ная фор­ма З. с. – опе­ва­ние то­на-ус­тоя (см. Ус­той и не­ус­той) то­на­ми, при­ле­гаю­щи­ми свер­ху или сни­зу:

Ис­то­ри­че­ски за­ко­но­мер­но и рас­ши­ре­ние ин­тер­валь­но­го про­стран­ст­ва с од­но­вре­мен­ным на­щу­пы­ва­ни­ем бли­жай­шей вто­рой опо­ры; этот про­цесс при­вёл к «эпо­хе квар­ты»: крае­вые то­ны, от­стоя­щие друг от дру­га на квар­ту, об­ра­зо­вы­ва­ли зву­ко­вы­сот­ный про­ме­жу­ток, разл. об­ра­зом за­пол­няв­ший­ся три­хор­да­ми, за­тем тет­ра­хор­да­ми (илл. а). Даль­ней­шие эта­пы эво­лю­ции З. с. свя­за­ны с за­пол­не­ни­ем квин­ты (пен­та­хор­да­ми) и ок­та­вы (ок­та­хор­да­ми). Ти­по­ло­ги­че­ски бо­лее ран­няя З. с. – пен­та­тони­ка (илл. б), бо­лее позд­ние – диа­то­ни­ка (илл. в), мик­со­диа­то­ни­ка (илл. г). См. так­же Древ­не­гре­че­ские ла­ды, Ро­ды ин­тер­валь­ных сис­тем.

Ста­нов­ле­ние мно­го­го­ло­сия при­ве­ло к глу­бо­чай­шей внутр. ре­ор­га­ни­за­ции З. с. в но­вом из­ме­ре­нии, ко­гда эле­мен­том сис­те­мы стал не отд. звук, а со­зву­чие (со вре­ме­нем – ак­корд). Кон­со­ни­рую­щее тре­зву­чие, став центр. эле­мен­том З. с., вос­про­из­во­дит­ся на всех сту­пе­нях; его ха­рак­тер (ма­жор, ми­нор) рас­про­стра­ня­ет­ся на всю сис­те­му, пре­вра­щая квин­то­вую З. с. в квин­то-тер­цо­вую (см. в ст. Диа­то­ни­ка). Прин­ци­пом З. с. ста­но­вит­ся дей­ст­вие функ­ций то­наль­ных (см. До­ми­нан­та, Ме­ди­ан­та, Суб­до­ми­нан­та, То­ни­ка), а сис­те­ма из 24 то­наль­но­стей вы­зы­ва­ет пе­ре­ход от З. с. чис­то­го строя к тем­пе­ри­ро­ван­но­му (см. Тем­пе­ра­ция). На этой ос­но­ве ока­зы­ва­ют­ся воз­мож­ными эн­гар­мо­низм, по­строе­ние сим­мет­рич­ных ла­дов. С рав­но­мер­ной тем­пе­ра­ци­ей свя­за­но и раз­ви­тие З. с. в му­зы­ке 20–21 вв.: пе­ре­ход от 12-сту­пен­но­сти (см. Хро­ма­тизм) к 12-то­но­во­сти (см. До­де­ка­фо­ния), во­зоб­нов­ле­ние мик­ро­хро­ма­ти­ки на но­вом уров­не.

Лит.: Хо­ло­пов Ю. Н. Об эво­лю­ции ев­ро­пей­ской то­наль­ной сис­те­мы // Про­бле­мы ла­да. М., 1972; он же. Из­ме­няю­щее­ся и не­из­мен­ное в эво­лю­ции му­зы­каль­но­го мыш­ле­ния // Про­бле­мы тра­ди­ций и но­ва­тор­ст­ва в со­вре­мен­ной му­зы­ке. М., 1982. См. так­же лит. при ст. Гар­мо­ния.

Вернуться к началу