ЗВУКОВА́Я СИСТЕ́МА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗВУКОВА́Я СИСТЕ́МА, высотная (интервальная) организация муз. звуков на основе к.-л. единого принципа. З. с. – конкретное воплощение лада, строя музыкального, т. е. музыкально-смысловых отношений между звуками как элементами высотной структуры (в отличие от гаммы, звукоряда). Понятие З. с. не следует смешивать с более широким понятием муз. системы, включающим не только звуковысотную сторону музыки, но также метр и ритм, фактуру, муз. форму и т. д.
З. с. отражает логич. связность и упорядоченность муз. мышления на некоторой стадии его развития. Историч. эволюция З. с. имеет определённую направленность: в ходе этой эволюции в конечном счёте утончается звуковая дифференциация, увеличивается состав звуков, вовлекаемых в З. с., укрепляются и упрощаются связи между ними (при одновременном формировании разветвлённой иерархии связей). З. с. в собств. смысле предшествовала стадия первобытного глиссандирования (экмелики), из которого только начинали выделяться опорные звуки. Первичная форма З. с. – опевание тона-устоя (см. Устой и неустой) тонами, прилегающими сверху или снизу:
Исторически закономерно и расширение интервального пространства с одновременным нащупыванием ближайшей второй опоры; этот процесс привёл к «эпохе кварты»: краевые тоны, отстоящие друг от друга на кварту, образовывали звуковысотный промежуток, разл. образом заполнявшийся трихордами, затем тетрахордами (илл. а). Дальнейшие этапы эволюции З. с. связаны с заполнением квинты (пентахордами) и октавы (октахордами). Типологически более ранняя З. с. – пентатоника (илл. б), более поздние – диатоника (илл. в), миксодиатоника (илл. г). См. также Древнегреческие лады, Роды интервальных систем.
Становление многоголосия привело к глубочайшей внутр. реорганизации З. с. в новом измерении, когда элементом системы стал не отд. звук, а созвучие (со временем – аккорд). Консонирующее трезвучие, став центр. элементом З. с., воспроизводится на всех ступенях; его характер (мажор, минор) распространяется на всю систему, превращая квинтовую З. с. в квинто-терцовую (см. в ст. Диатоника). Принципом З. с. становится действие функций тональных (см. Доминанта, Медианта, Субдоминанта, Тоника), а система из 24 тональностей вызывает переход от З. с. чистого строя к темперированному (см. Темперация). На этой основе оказываются возможными энгармонизм, построение симметричных ладов. С равномерной темперацией связано и развитие З. с. в музыке 20–21 вв.: переход от 12-ступенности (см. Хроматизм) к 12-тоновости (см. Додекафония), возобновление микрохроматики на новом уровне.