Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДРЕВНЕГРЕ́ЧЕСКИЕ ЛАДЫ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Пример 1. Звукоряды древнегреческих диатонических ладов (высота показана условно).
Пример 2. Сколий Сейкила (1 в. н. э.; мелодия в гипофригийском ладу).

ДРЕВНЕГРЕ́ЧЕСКИЕ ЛАДЫ́, древ­не­гре­че­ские то­ны (греч. τόνοι, τρόποι, лат. mo­di, toni, tropi), мо­даль­ная сис­те­ма в му­зы­ке ан­тич­ной Гре­ции (см. Мо­даль­ность). Для вы­во­дов о спе­ци­фи­ке Д. л. но­ти­ро­ван­ные музыкальные па­мят­ни­ки (со­хра­нив­шие­ся главным образом во фраг­мен­тах) не­дос­та­точ­но ре­пре­зен­та­тив­ны; современные пред­став­ле­ния о «то­нах» ос­но­ва­ны на тео­ре­тических ис­сле­до­ва­ни­ях древних гре­ков и рим­лян. Важ­ней­шая (и весь­ма древ­няя) часть ла­до­вой тео­рии гре­ков – уче­ние о ви­дах первых консонансов, т. е. о различных спо­со­бах по­сту­пен­но­го за­пол­не­ния квар­ты (тет­ра­хор­да), квин­ты и осо­бен­но ок­та­вы (ори­ги­наль­ные тер­ми­ны для понятия «вид»: греч. εδος и σχῆμα, лат. species; во вре­ме­на Пла­то­на и Ари­сто­те­ля для обо­зна­че­ния ви­да ок­та­вы ис­поль­зо­ва­лось сло­во «гар­мо­ния», ἁρμονα). Воз­мож­но, пер­вым тео­ре­ти­ком, сис­те­ма­ти­зи­ро­вав­шим ви­ды консонансов, был Эра­токл (его упо­ми­на­ет Ари­сток­сен; ори­ги­наль­ное ла­до­вое уче­ние са­мо­го Ари­сток­се­на со­хра­ни­лось лишь фраг­мен­тар­но).

В за­ви­си­мо­сти от то­го, как ви­ды ок­та­вы про­еци­ру­ют­ся на зву­ко­ряд Со­вер­шен­ной сис­те­мы, вы­де­ля­ют­ся 2 тео­ре­тические кон­цеп­ции. Кле­о­нид (со ссыл­кой на Ари­сток­се­на), Ари­стид Квин­ти­ли­ан, Али­пий и другие ста­ви­ли раз­но­вид­ность «то­на» в за­ви­си­мость от от­но­си­тель­но­го вы­сот­но­го по­ло­же­ния всех зву­ко­сту­пе­ней сис­те­мы (в тер­ми­нах Ари­сток­се­на – от «мес­та го­ло­са», греч. τῆς ϕωνῆς τόπος). При этом эт­нические и про­из­вод­ные от них на­име­но­ва­ния ла­дов (до­рий­ско­го, фри­гий­ско­го, ли­дий­ско­го, мик­со­ли­дий­ско­го и ио­ний­ско­го, их раз­но­вид­но­стей – ги­по- и ги­пер­ла­дов), ве­ро­ят­но, обо­зна­ча­ли зву­ко­вы­сот­ные по­зи­ции зву­ко­ря­дов оди­на­ко­вой ин­тер­валь­ной струк­ту­ры (все­го 13 или 15 зву­ко­ря­дов). Ка­ж­дая по­сле­дую­щая по­зи­ция опи­сы­ва­ет­ся как от­стоя­щая от пре­ды­ду­щей на ин­тер­вал по­лу­то­на (лиммы); ги­по­лад – зву­ко­ряд, от­стоя­щий от основного ви­да на квар­ту вниз, ги­пер­лад – на квар­ту вверх. Даль­ней­шее функ­цио­ни­ро­ва­ние в му­зы­ке про­из­ве­дён­ных та­ким об­ра­зом «то­нов» (западноев­ропейская тео­рия 19 в. объ­я­ви­ла их «транс­по­зи­ци­он­ны­ми гам­ма­ми») ста­рин­ная тео­рия не ого­ва­ри­ва­ет.

В другой кон­цеп­ции (Пто­ле­мей, Бо­эций; у ка­ж­до­го – соб­ст­вен­ный ме­тод вы­ве­де­ния ладов из ви­дов октавы) эт­нические на­име­но­ва­ния (до­рий­ский, фри­гий­ский, ли­дий­ский с их ги­по­па­ра­ми, а так­же мик­со­ли­дий­ский) при­ла­га­ют­ся к 7 зву­ко­ря­дам раз­но­го ин­тер­валь­но­го со­ста­ва. Ка­ж­до­му (диа­то­ни­че­ско­му) ла­до­во­му зву­ко­ря­ду при­су­ще уни­каль­ное рас­по­ло­же­ние це­лых то­нов и по­лу­то­нов (см. нот­ный при­мер 1).

На­ря­ду с диа­то­ни­кой ме­ло­ди­ка Д. л. мог­ла вклю­чать ин­тер­ва­лы хро­ма­ти­ки и энар­мо­ни­ки (см. Ро­ды ин­тер­валь­ных сис­тем), а так­же различных от­тен­ков диатоники и хроматики (в энармонике оттенков не было), что со­вер­шен­но оче­вид­но по ре­зуль­та­там ана­ли­за музыкальных па­мят­ни­ков. Од­на­ко са­мые ран­ние тео­ре­тические сви­де­тель­ст­ва о Д. л. от­но­сят­ся к пе­рио­ду эл­ли­низ­ма, ко­гда бы­лое ро­до­вое раз­но­об­ра­зие древнегреческой му­зы­ки су­ще­ст­вен­но уп­ро­сти­лось; их не­дос­та­точ­но, что­бы со­ста­вить раз­вёр­ну­тое су­ж­де­ние о хро­ма­тических и энар­мо­нических ла­дах. На­ря­ду с мно­го­численными фак­то­ра­ми, оп­ре­де­ляв­ши­ми ло­каль­но-эт­ническую ха­рак­тер­ность му­зы­ки, её бы­то­вое и государственное (куль­то­во-це­ре­мо­ни­аль­ное) функ­цио­ни­ро­ва­ние (со­дер­жа­ние по­этического тек­ста, тембр музыкального ин­ст­ру­мен­та, вы­сот­ный ре­гистр, рит­мо­фор­му­лы, хо­рео­гра­фические жес­ты и т. п.; см. Этос), ве­ро­ят­но, су­ще­ст­во­ва­ли и ха­рак­тер­ные мо­даль­но-функ­цио­наль­ные обо­ро­ты Д. л., и соб­ст­вен­ная («фри­гий­ская», «до­рий­ская» и т. д.) ло­ги­ка раз­вёр­ты­ва­ния ус­то­ев и не­ус­то­ев. При­ме­ры древнегреческой му­зы­ки сви­де­тель­ст­ву­ют о це­ло­ст­но­сти, са­мо­дос­та­точ­но­сти и ху­дожественной вы­ра­зи­тель­но­сти Д. л. (см. нот­ный при­мер 2).

См. так­же нот­ный при­мер в ст. Гре­ция Древ­няя.

Древнегреческая мо­даль­ная сис­те­ма (ге­не­зис ла­дов из ви­дов, диа­то­ни­че­ские ок­тав­ные зву­ко­ря­ды, сис­те­ма эт­но­ни­мов) по­слу­жи­ла про­то­ти­пом му­зы­ки западной ци­ви­ли­за­ции, мо­даль­ной сис­те­мы западноев­ропейского Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния.

Лит.: Ursprung O. Die antiken Transposi­tion-Skalen und die Kirchentöne // Archiv für Musikforschung. 1940. Bd 5; Ан­тич­ная му­зы­каль­ная эс­те­ти­ка / Вступительный очерк и собрание тек­стов А. Ф. Ло­се­ва. М., 1960; Barbera A. Octave species // Journal of Musicology. 1984. Vol. 3; Solomon J. Towards a history of to­noi // Ibid.; Bower C. M. The modes of Boe­thi­us // Ibid.; Mathiesen T. Apollo’s lyre. Lin­coln; London, 1999; Клеонид. Введение в гармонику / Перевод В.Г. Цыпина, предисловие С.Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории, 2014, № 3.

Вернуться к началу