СОВЕРШЕ́ННАЯ СИСТЕ́МА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОВЕРШЕ́ННАЯ СИСТЕ́МА, Полная система (греч. σύστημα τέλειον, лат. constitutio tota), в античной теории музыки («гармонике») – звукоряд в полном объёме составляющих его ступеней; обобщённое представление всего звуковысотного материала музыки. Название «С. с.», ранее принятое в отечественной науке, ныне заменено термином «Полная система»: Ю. Н. Холопов показал, что под термином «τέλειος» (прилагательное, допускающее двоякий перевод) греческая наука подразумевала полный набор всех возможных звуковысот, в то время как слово «совершенная» привносит эстетическую оценку, отсутствующую в греческих источниках. Номенклатура ступеней С. с. заимствована преимущественно от названий струн античной лиры: трита – «третья» (по счёту струна), нета – «последняя, крайняя» (в тетрахорде), меса – «средняя» (лежащая в центре высотного диапазона), парамеса – «соседняя с месой», лихана – от λιχανός («указательный палец»; ссылка на аппликатуру) и т. д. «Системами» (συστήματα, буквально – составы) греки называли звукоряды, объединяющие больше двух соседних звуков, – трихорды, тетрахорды, пентахорды и так далее до максимального объёма – двух октав; структурообразующим элементом С. с. теоретики полагали тетрахорд. Объединение четырёх тетрахордов (низших, средних, отделённых, высших [ступеней – «струн»]) с так называемым разделительным тоном между месой и парамесой (διάζευξις – разделение, разъединение) и просламбанóменом (от προσλαμβανόμενος – добавленный [снизу звук]) именовалось Большой полной системой (объём 2 октавы); объединение трёх тетрахордов (низших, средних и соединённых [ступеней]) без разделительного тона, но с просламбаноменом – Малой полной системой (объём – ундецима); сочетание Большой и Малой полных систем – Полной неизменной системой (объём 2 октавы; см. иллюстрацию). В термине «неизменная система» (σύστημα ἀμετάβολον, впервые в «Делении канона» Евклида) закрепилась древнейшая традиция считать тетрахорд соединённых (с условной ступенью b) частью «базового» (соответствующего дорийскому ладу) звукоряда, хотя этот тетрахорд возник в результате метаболы по системе. Такое понимание, вероятно, объясняется чрезвычайной употребительностью именно данной метаболы в античной музыке (Штефан Хагель).
С. с. – сложная теоретическая абстракция, заданное множество релятивных звукорядных (модальных, по Ю. Н. Холопову) функций. Каркас высотных отношений совокупной системы образовывали постоянные звуки (так называемые гесто́ты): кварты между крайними звуками тетрахордов (числовое отношение кварты – 4:3), разделительный тон, тон между гипатой низших и просламбаноменом (числовое отношение – 9:8), а также две октавы (2:1) и двойная октава (4:1). Высотные значения двух внутренних ступеней тетрахорда (эти ступени называются кину́менами) менялись в зависимости от того или иного рода мелоса (диатонического, хроматического или энармонического), в исторически многообразных вариантах (см. Роды интервальных систем); кроме того, тетрахорды разных родов в составе конкретной С. с. могли смешиваться.
Описание С. с. (в разной степени подробности) было обязательной частью античных учебников гармонии Клеонида, Гауденция (оба около 2 в.) и др., она обсуждалась и в научных трактатах Птолемея (2 в.), Аристида Квинтилиана (начало 4 в.). Впервые С. с. во всех трёх родах мелоса рассчитал (в наименьших целых числах) Боэций («Основы музыки», начало 6 в.). Для средневековой Европы наиболее значимой стала диатоническая разновидность античной Полной неизменной системы, в современном учении о гармонии определяемая как миксодиатоническая. Именно она легла в основу семиквинтовой миксодиатоники (с вариантной ступенью b/h) григорианского хорала.