МИКСОДИАТО́НИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИКСОДИАТО́НИКА (от греч. μῖξις – смешение, смесь и диатоника), один из родов интервальных систем. Структура, состоящая из «сросшихся» друг с другом диатонических полихордов (тетрахордов, трихордов, пентахордов и др.). Понятие введено Ю. Н. Холоповым. Представленная в виде звукоряда М. включает хроматич. интервалы, однако присущая многим европ. муз. традициям общая семиступенность и наличие сильного диатонич. ядра делают не вполне обоснованным отнесение миксодиатонич. звукорядов к хроматическим. Напр., в мелодиях «плавного распева» (cantus planus; см. в ст. Григорианский хорал) хроматический полутон не встречается, хотя в структуре звукоряда он присутствует (B/h). Т. о., М. распева – восьмизвучная (её можно схематически представить в виде последовательности 7 квинт/кварт), но семиступенная (ступень B/h вариантна). В то же время М. нельзя свести к некой разновидности диатоники; невозможно передать её выразительность с помощью лишь 7 тонов квинтовой цепи: весь эффект данного лада полностью пропадёт. Так, в обиходном звукоряде (основа мелодий знаменного распева) в результате сращивания трихордов («согласий») одинаковой структуры возникает интервал уменьшённой октавы (между ступенью H внизу и ступенью b вверху), который и составляет миксодиатонич. специфику обиходных ладов. Если с точки зрения ладовой выразительности можно сравнивать М. с диатоникой и хроматикой, то этого нельзя делать с точки зрения интервальных систем: миксодиатонич. музыка образует большой пласт историч. материала. Примеры структур миксодиатонич. рода: Полная система (или Совершенная система) древних греков; звукоряд григорианского хорала; дасийный звукоряд (основа ранних органумов); обиходный звукоряд; звукоряд мелодического минора; звукоряд мелодического мажора и др.