Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИКСОДИАТО́НИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 290-291

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

МИКСОДИАТО́НИКА (от греч. μῖξις – сме­ше­ние, смесь и диа­то­ни­ка), один из ро­дов ин­тер­валь­ных сис­тем. Струк­ту­ра, со­стоя­щая из «срос­ших­ся» друг с дру­гом диа­то­ни­че­ских по­ли­хор­дов (тет­ра­хор­дов, три­хор­дов, пен­та­хор­дов и др.). По­ня­тие вве­де­но Ю. Н. Хо­ло­по­вым. Пред­став­лен­ная в ви­де зву­ко­ря­да М. вклю­ча­ет хро­ма­тич. ин­тер­ва­лы, од­на­ко при­су­щая мно­гим ев­роп. муз. тра­ди­ци­ям об­щая се­ми­сту­пен­ность и на­ли­чие силь­но­го диа­то­нич. яд­ра де­ла­ют не впол­не обос­но­ван­ным от­не­се­ние мик­со­диа­то­нич. зву­ко­ря­дов к хро­ма­ти­че­ским. Напр., в ме­ло­ди­ях «плав­но­го рас­пе­ва» (cantus planus; см. в ст. Гри­го­ри­ан­ский хо­рал) хро­ма­ти­че­ский по­лу­тон не встре­ча­ет­ся, хо­тя в струк­ту­ре зву­ко­ря­да он при­сут­ст­ву­ет (B/h). Т. о., М. рас­пе­ва – вось­ми­звуч­ная (её мож­но схе­ма­ти­че­ски пред­ста­вить в ви­де по­сле­до­ва­тель­но­сти 7 квинт/кварт), но се­ми­сту­пен­ная (сту­пень B/h ва­ри­ант­на). В то же вре­мя М. нель­зя све­сти к не­кой раз­но­вид­но­сти диа­то­ни­ки; не­воз­мож­но пе­ре­дать её вы­ра­зи­тель­ность с по­мо­щью лишь 7 то­нов квин­то­вой це­пи: весь эф­фект дан­но­го ла­да пол­но­стью про­па­дёт. Так, в оби­ход­ном зву­ко­ря­де (ос­но­ва ме­ло­дий зна­мен­но­го рас­пе­ва) в ре­зуль­та­те сра­щи­ва­ния три­хор­дов («со­гла­сий») оди­на­ко­вой струк­ту­ры воз­ни­ка­ет ин­тер­вал умень­шён­ной ок­та­вы (ме­ж­ду сту­пе­нью H вни­зу и сту­пе­нью b ввер­ху), ко­то­рый и со­став­ля­ет мик­со­диа­то­нич. спе­ци­фи­ку оби­ход­ных ла­дов. Ес­ли с точ­ки зре­ния ла­до­вой вы­ра­зи­тель­но­сти мож­но срав­ни­вать М. с диа­то­ни­кой и хро­ма­ти­кой, то это­го нель­зя де­лать с точ­ки зре­ния ин­тер­валь­ных сис­тем: мик­со­диа­то­нич. му­зы­ка об­ра­зу­ет боль­шой пласт исто­рич. ма­те­риа­ла. При­ме­ры струк­тур мик­со­диа­то­нич. ро­да: Пол­ная сис­те­ма (или Со­вер­шен­ная сис­те­ма) древ­них гре­ков; зву­ко­ряд гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла; да­сий­ный зву­ко­ряд (ос­но­ва ран­них ор­га­ну­мов); оби­ход­ный зву­ко­ряд; зву­ко­ряд ме­ло­ди­че­ско­го ми­но­ра; зву­ко­ряд ме­ло­ди­че­ско­го ма­жо­ра и др.

Лит.: Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния. Тео­ре­ти­че­ский курс. СПб., 2003. Т. 1–2; он же. Гар­мо­ния. Прак­ти­че­ский курс. 2-е изд. М., 2005. Т. 1–2.

Вернуться к началу