Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́ДЫ ИНТЕРВА́ЛЬНЫХ СИСТЕ́М

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 592

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов, С. Н. Лебедев

РО́ДЫ ИНТЕРВА́ЛЬНЫХ СИСТЕ́М (ин­тер­валь­ные ро­ды), в тео­рии му­зы­ки по­ня­тие, обоб­щаю­щее разл. ти­пы ин­тер­валь­но-зву­ко­ряд­ных струк­тур. Вве­де­но Ю. Н. Хо­ло­по­вым по об­раз­цу и в раз­ви­тие ан­тич­но­го по­ня­тия «ро­ды ме­ло­са» (или «тет­ра­хорд­ные ро­ды»), вклю­чаю­ще­го диа­то­ни­ку, хро­ма­ти­ку, энар­мо­ни­ку. Гно­сео­ло­ги­че­ски Р. и. с. за­ни­ма­ют про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду стро­ем му­зы­каль­ным (как аку­стич. по­ня­тием) и ла­дом. В от­ли­чие от муз. аку­сти­ки, где ин­тер­вал рас­смат­ри­ва­ет­ся как фи­зич. яв­ле­ние и опи­сы­ва­ет­ся в ви­де чи­сло­во­го от­но­ше­ния (напр., лим­ма 256/243), в Р. и. с. ин­тер­вал – муз.-ло­гич. ка­те­го­рия. Так, о то­не и по­лу­то­не го­во­рят не­за­ви­си­мо от то­го, ка­ки­ми чи­сло­вы­ми от­но­ше­ния­ми эти ин­тер­ва­лы вы­ра­же­ны в кон­крет­ном строе. В от­ли­чие от ла­да, ко­то­рый в муз. про­из­ве­де­нии раз­вёр­ты­ва­ет­ся во вре­ме­ни, зву­ки и со­зву­чия той или иной ин­тер­валь­ной сис­те­мы не об­ла­да­ют зна­че­ни­ем ди­на­ми­че­ских функ­ций ла­до­вых (напр., то­ни­ки, фи­на­ли­са). При этом ста­ти­че­ские («ин­тер­валь­ные») функ­ции в пре­де­лах кон­крет­но­го ро­да со­став­ля­ют его ха­рак­тер­ную, хо­ро­шо вос­при­ни­мае­мую на слух спе­ци­фи­ку, что от­ра­жа­ет­ся в муз. тер­ми­но­ло­гии: «диа­то­ни­че­ские ин­тер­ва­лы», «уве­ли­чен­ная се­кун­да в ге­мио­ли­ке» и др.

В хо­де эво­лю­ции ев­роп. му­зы­ки зна­че­ния тер­ми­нов, вве­дён­ных ан­тич­ны­ми учё­ны­ми для ро­дов ме­ло­са, не­од­но­крат­но пе­ре­ос­мыс­ли­ва­лись, в не­ко­то­рых слу­ча­ях (как с хро­ма­ти­кой) из­ме­ни­лись не­об­ра­ти­мо. Со­об­ра­зу­ясь с тре­бо­ва­ни­ем уни­вер­саль­но­го ох­ва­та ис­то­рич. и совр. фе­но­ме­нов му­зы­ки, Ю. Н. Хо­ло­по­вым ус­та­нов­ле­ны 6 са­мых зна­чи­мых (но не един­ст­вен­но воз­мож­ных) Р. и. с.: пен­та­то­ни­ка, диа­то­ни­ка, мик­со­диа­то­ни­ка, ге­мио­ли­ка, хро­ма­ти­ка, мик­ро­хро­ма­ти­ка; к Р. и. с. ус­лов­но от­но­сит­ся так­же эк­ме­ли­ка, ин­тер­ва­лы ко­то­рой не­оп­ре­де­лён­ны.

Внут­ри ка­ж­до­го ро­да при­ня­то вы­де­лять ви­ды ин­тер­валь­ных сис­тем (напр., мо­ду­ля­ци­он­ная, аль­те­ра­ци­он­ная, ав­то­ном­ная хро­ма­ти­ка). По ме­ре рас­ши­ре­ния хро­но­ло­гич. и гео­гра­фич. ра­мок изу­че­ния му­зы­ки (напр., тра­ди­ци­он­ной му­зы­ки Вос­то­ка, экс­пе­рим. ком­по­зи­ций совр. ав­то­ров) воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость вы­де­лять и др. ин­тер­валь­ные сис­те­мы.

Лит.: Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния. Тео­ре­ти­че­ский курс. СПб., 2003; он же. Гар­мо­ния. Прак­ти­че­ский курс. 2-е изд. М., 2005. Ч. 1–2.

Вернуться к началу