ЭНАРМО́НИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭНАРМО́НИКА (греч. ἐναρμόνιον [γένος] – энармонический [род], ἁρμονία; лат. enarmonium, harmonia), род мелоса в др.-греч. музыке. Гл. признак Э. – наличие в структуре тетрахорда наименьшего из всех возможных в звуковой системе микроинтервалов, т. н. энармонической диесы («раздела», частицы тона). После двух таких диес, составляющих энармонический пикнон, идёт наибольший возможный несоставной интервал, дитон (интервал в 2 тона). В отличие от др. родов мелоса, которые у греков могли быть представлены несколькими вариантами, энармонический род всегда один. Притом что Э. описывали мн. античные авторы (Аристоксен, Птолемей, Псевдо-Плутарх, Никомах, Боэций и др.), достоверных нотных памятников Э. времён античности не сохранилось. В 1320-е гг. об Э. вспомнил Маркетто Падуанский, который называл «энармоническим» свой полутон (лат. semitonium enarmonicum), сложенный из двух диес. В эпоху Возрождения Э. пытался внедрить Н. Вичентино (1555), однако его практич. опыты в области энармонической музыки не имеют худож. значения. «Наследницей» античной Э. можно считать «микротоновую музыку» (микрохроматику) 20 в., которая стала предметом экспериментов у представителей авангардизма (И. А. Вышнеградский, А. Хаба, Г. Парч, Я. Ксенакис, отчасти Ч. Айвз и Д. Лигети). См. также Роды интервальных систем.