Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭНАРМО́НИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 378

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ЭНАРМО́НИКА (греч. ἐναρμόνιον [γένος] – энар­мо­ни­че­ский [род], ἁρμονία; лат. enar­monium, harmonia), род ме­ло­са в др.-греч. му­зы­ке. Гл. при­знак Э. – на­ли­чие в струк­ту­ре тет­ра­хор­да наи­мень­ше­го из всех воз­мож­ных в зву­ко­вой сис­те­ме мик­ро­ин­тер­ва­лов, т. н. энар­мо­ни­че­ской дие­сы («раз­де­ла», час­ти­цы то­на). По­сле двух та­ких ди­ес, со­став­ляю­щих энар­мо­ни­че­ский пик­нон, идёт наи­боль­ший воз­мож­ный не­со­став­ной ин­тер­вал, ди­тон (ин­тер­вал в 2 то­на). В от­ли­чие от др. ро­дов ме­ло­са, ко­то­рые у гре­ков мог­ли быть пред­став­ле­ны не­сколь­ки­ми ва­ри­ан­та­ми, энар­мо­ни­че­ский род все­гда один. При­том что Э. опи­сы­ва­ли мн. ан­тич­ные ав­то­ры (Ари­сток­сен, Пто­ле­мей, Псев­до-Плу­тарх, Ни­ко­мах, Бо­эций и др.), дос­то­вер­ных нот­ных па­мят­ни­ков Э. вре­мён ан­тич­но­сти не со­хра­ни­лось. В 1320-е гг. об Э. вспом­нил Мар­кет­то Па­ду­ан­ский, ко­то­рый на­зы­вал «энар­мо­ни­че­ским» свой по­лу­тон (лат. semito­nium enarmonicum), сло­жен­ный из двух ди­ес. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния Э. пы­тал­ся вне­дрить Н. Ви­чен­ти­но (1555), од­на­ко его прак­тич. опы­ты в об­лас­ти энар­мо­ни­че­ской му­зы­ки не име­ют ху­дож. зна­че­ния. «На­след­ни­цей» ан­тич­ной Э. мож­но счи­тать «мик­ро­то­но­вую му­зы­ку» (мик­ро­хро­ма­ти­ку) 20 в., ко­то­рая ста­ла пред­ме­том экс­пе­ри­мен­тов у пред­ста­ви­те­лей аван­гар­диз­ма (И. А. Выш­не­град­ский, А. Ха­ба, Г. Парч, Я. Ксе­на­кис, от­час­ти Ч. Айвз и Д. Ли­ге­ти). См. так­же Ро­ды ин­тер­валь­ных сис­тем.

Лит.: Vogel M. Die Enharmonik der Griechen. Düsseldorf, 1963. Tl 1–2; Cordes M. Nicola Vicentinos Enharmonik: Musik mit 31 Tönen. Graz, 2007.

Вернуться к началу