МАРКЕ́ТТО ПАДУА́НСКИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРКЕ́ТТО ПАДУА́НСКИЙ (Marchetto da Padova, Marchetus de Padua), итал. муз. теоретик (гг. жизни неизвестны; расцвет творчества в 1-й четв. 14 в.). В 1305–06 преподавал музыку в кафедральном соборе Падуи. Автор трактатов «Разъяснение в искусстве плавной музыки» («Lucidarium in arte musicae planae», 1317 или 1318), «Фруктовый сад в искусстве размеренной музыки» («Pomerium in arte musicae mensuratae», ок. 1319) и краткого конспекта второго из них (после 1319). М. П. приписывают неск. мотетов, в т. ч. 3-голосный «Радуйся, Царица небес» («Ave Regina celorum»; содержит в акростихе имя Marcus Paduanus).
Трактат «Разъяснение в искусстве плавной музыки» (несмотря на заглавие, обещающее рассмотрение григорианского хорала, – в тогдашних терминах «cantus planus», «musica plana») прославился прежде всего содержащимся в нём учением о гармонии. Впервые в истории музыки М. П. обозначил сопряжение вертикальных интервалов как «тяготение» (tendendum) диссонанса к консонансу. Для украшения консонанса [«ради красоты» (causa pulchritudinis)] и более тесного прилежания сопрягаемых интервалов [«ради необходимости» (causa necessitatis)], по его мнению, целый тон должен делиться не на традиц. пифагорейские большой и малый полутоны (апотому и лимму), но на «хроматический» полутон и «диесу» (микроинтервал). (Подобное обострение тяготений описывается в более поздней теории применительно к аккордовым последовательностям гармонической тональности.) Именно такая, «музыкальная», мотивация послужила причиной для создания необычной (не выдерживающей позитивистской критики с точки зрения муз. акустики) теории 5-частного деления целого тона. Нотные примеры альтерационной хроматики, содержащие специально введённый для неё знак (falsa musica), показывают характернейшие для арс антиква и арс нова сонантные ячейки – прямое свидетельство того, что М. П. был не столько математиком, рассуждающим в категориях пифагорейской муз. арифметики, сколько практикующим, тонко слышащим музыкантом. Значителен вклад М. П. и в теорию модальных ладов. В частности, он предложил метод ладовой атрибуции мелодии по использованным в ней видам (species; т. е. интервальным разновидностям звукорядов) кварты и квинты, амбитуса и финалиса; ввёл разветвлённую классификацию типов лада, которая впервые полностью охватила и сложные, нерегулярные распевы (по объёму мелодии в сочетании с осн. модальными устоями он выделил «совершенные», «несовершенные», «сверхсовершенные», «смешанные» и «перемешанные» лады; по комбинации видов – «правильный», «неправильный» и «дополненный»).
В трактате «Фруктовый сад...» М. П. впервые развернул целостную теорию мензуральной нотации, включающую двойное и тройное деление бревиса на всех ритмич. подуровнях (prima, secunda, tertia divisio). Сплошной «бинарный» тип ритмич. деления М. П. назвал «итальянским» (modus Italicus); возможно, его введение было следствием теоретич. рефлексии бинарной метрики, наблюдаемой в формах светской музыки итал. треченто. Впервые описал синкопу не только внутри мензуры, но и сверх неё (аналог позднейшей синкопы, переходящей через тактовую черту). Обсуждение М. П. различий франц. и итал. систем нотации даёт совр. исследователям ключ для ритмич. транскрипций также и франц. нотных памятников 14 в.