ХА́БА ГАБА АЛОИС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХА́БА, Габа (Hába) Алоис (21.6.1893, Визовице, Моравия – 18.11.1973, Прага), чеш. композитор, теоретик, педагог, обществ. деятель. Обучался композиции у В. Новака в Пражской конс. (1914–15), у Ф. Шрекера в Вене (1918–20) и Берлине (в Высшей школе музыки, 1920–1922). Вёл курс микротоновой музыки на спец. отделении в Пражской конс. (основано благодаря поддержке Й. Сука, функционировало в 1924–49 с перерывом в годы 2-й мировой войны) и в Академии изящных искусств в Праге (1945–1949). Среди учеников – Г. Кляйн, Й. Пауэр. В 1945–48 директор Большого оперного театра им. 5 Мая (с 1948 Театр им. Б. Сметаны). Один из основателей Союза чехосл. композиторов (1949). Поч. чл. Международного общества современной музыки (1957).
Представитель муз. авангардизма, автор опер, симфонич., камерной и хоровой музыки. К идее микрохроматики пришёл под влиянием моравского и словацкого муз. фольклора, развивал её в композиторском творчестве и теоретич. трудах. Х. предложил собств. модели звукоряда с микрохроматическими интервалами, в муз. сочинениях использовал гл. обр. четвертитоны (напр., в опере «Мать», 1931, Мюнхен); применял также модели с 1/6 (струнные квартеты № 5, 10, 11), 1/12 и 1/3 тона. Для исполнения своей музыки сконструировал инструменты: три типа четвертитонового фортепиано (1924–31), четвертитоновую (1928) и шестинатоновую (1936) фисгармонии, а также четвертитоновые кларнет (1924), трубу (1931) и гитару (1943). Х. писал также двенадцатитоновую музыку, но, в отличие от додекафонии, его гармоническая система имеет центр. В теоретич. трудах обосновал применяемые им системы композиции.