Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́БА ГАБА АЛОИС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 685

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХА́БА, Га­ба (Hába) Ало­ис (21.6.1893, Ви­зо­ви­це, Мо­ра­вия – 18.11.1973, Пра­га), чеш. ком­по­зи­тор, тео­ре­тик, пе­да­гог, об­ществ. дея­тель. Обу­чал­ся ком­по­зи­ции у В. Но­ва­ка в Праж­ской конс. (1914–15), у Ф. Шре­ке­ра в Ве­не (1918–20) и Бер­ли­не (в Выс­шей шко­ле му­зы­ки, 1920–1922). Вёл курс мик­ро­то­но­вой му­зы­ки на спец. от­де­ле­нии в Праж­ской конс. (ос­но­ва­но бла­го­да­ря под­держ­ке Й. Су­ка, функ­цио­ни­ро­ва­ло в 1924–49 с пе­ре­ры­вом в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны) и в Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств в Пра­ге (1945–1949). Сре­ди уче­ни­ков – Г. Кляйн, Й. Па­у­эр. В 1945–48 ди­рек­тор Боль­шо­го опер­но­го те­ат­ра им. 5 Мая (с 1948 Те­атр им. Б. Сме­та­ны). Один из ос­но­ва­те­лей Сою­за че­хосл. ком­по­зи­то­ров (1949). Поч. чл. Ме­ж­ду­на­род­но­го об­ще­ст­ва со­вре­мен­ной му­зы­ки (1957).

Пред­ста­ви­тель муз. аван­гар­диз­ма, ав­тор опер, сим­фо­нич., ка­мер­ной и хо­ро­вой му­зы­ки. К идее мик­ро­хро­ма­ти­ки при­шёл под влия­ни­ем мо­рав­ско­го и сло­вац­ко­го муз. фольк­ло­ра, раз­ви­вал её в ком­по­зи­тор­ском твор­че­ст­ве и тео­ре­тич. тру­дах. Х. пред­ло­жил соб­ст­в. мо­де­ли зву­ко­ря­да с мик­ро­хро­ма­ти­че­ски­ми ин­тер­ва­ла­ми, в муз. со­чи­не­ни­ях ис­поль­зо­вал гл. обр. чет­вер­ти­то­ны (напр., в опе­ре «Мать», 1931, Мюн­хен); при­ме­нял так­же мо­де­ли с 1/6 (струн­ные квар­те­ты № 5, 10, 11), 1/12 и 1/3 то­на. Для ис­пол­не­ния сво­ей му­зы­ки скон­ст­руи­ро­вал ин­ст­ру­мен­ты: три ти­па чет­вер­ти­то­но­во­го фор­те­пиа­но (1924–31), чет­вер­ти­то­но­вую (1928) и шес­ти­на­то­но­вую (1936) фис­гар­мо­нии, а так­же чет­вер­ти­то­но­вые клар­нет (1924), тру­бу (1931) и ги­та­ру (1943). Х. пи­сал так­же две­на­дца­ти­то­но­вую му­зы­ку, но, в от­ли­чие от до­де­ка­фо­нии, его гар­мо­ни­че­ская сис­те­ма име­ет центр. В тео­ре­тич. тру­дах обос­но­вал при­ме­няе­мые им сис­те­мы ком­по­зи­ции.

Соч.: Harmonické základy čtvrttónové soustavy. Praha, 1922; Neue Harmonielehre des diato­ni­schen, chromatischen, viertel-, drittel-, sechstel- und zwölftel-Tonsystems. Lpz., 1927.

Лит.: Vysloužil J. A. Hába. Brno, 1970.

Вернуться к началу