ВЫШНЕГРА́ДСКИЙ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЫШНЕГРА́ДСКИЙ Иван Александрович [4.5(16.5).1893, С.-Петербург – 29.9.1979, Париж], рос. композитор, муз. теоретик. Сын А. И. Вышнеградского. Представитель муз. авангардизма 1910–20-х гг. Занятия композицей и теорией музыки у Н. А. Соколова (ученика Н. А. Римского-Корсакова) сочетал с посещением философского ф-та в С.-Петерб. ун-те. На В. огромное влияние оказала идея космич. синтеза искусств А. Н. Скрябина (раннее соч. В. «День бытия», 1917, на собств. текст, воспринимается как прямое продолжение скрябинской «мистерии»). Статьи В. «Раскрепощение звука» и «Раскрепощение ритма» (обе 1923) имеют характер эстетич. манифеста. Считая возможности 12-тоновой темперации исчерпанными, предложил др. виды темперации, основанные на делении целого тона на большее чем 2 количество равных частей – «микротонов» (наиболее актуальным для своего времени считал деление целого тона на 4 четвертитона); также предлагал деление октавы на произвольное (10, 20) количество равных по величине интервалов и, наконец, деление семиоктавного диапазона на 505 частей (называл такой тип звуковой системы «звуковой континуум», а взаимную независимость ступеней подчёркивал термином «пансонорность»). Под «освобождением ритма» понимал внедрение в него неких иррациональных величин, несводимых к традиц. числовым пропорциям. Практические «опыты преодоления темперации» (выражение Б. В. Асафьева) В. начал сочинением «7 вариаций на ноту до» для 2 фортепиано с четвертитоновой настройкой op. 10 (1920). В 1920 эмигрировал в Париж, затем переехал в Берлин, где работали А. Хаба, Й. Магер, В. Мёллендорф, Р. Штайн, также экспериментировавшие в области микрохроматики. Среди др. сочинений: симфония «Так говорил Заратустра» для 4 фп. op. 17 (2-я ред. – 1936), «Космос» для 4 фп. op. 28 (1940), «Этюд в форме магического квадрата» для фп. op. 40 (1956), «Ультрахроматический этюд» для органа в настройке 1/31 октавы op. 42 (1959). В 1950–60-е гг. сочинял для волн Мартено [«Transparences I, II» op. 36 и 47 (1953, 1963)]. В музыке В., несмотря на заявленную «раскрепощённость», сохраняется преемственность с позднеромантич. тональностью («ультрахроматизм» трактуется как обострение присущих ей ладовых тяготений); ритмика В. вполне традиционно опирается на такт.