Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХРОМА́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 199-200

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ХРОМА́ТИКА, один из ро­дов ин­тер­валь­ных сис­тем, по­лу­то­но­вый род. Тер­мин про­ис­хо­дит от назв. ро­да ме­ло­са в др.-греч. му­зы­ке – хро­мы (χρῶμα – цвет, крас­ка, пер­во­на­чаль­но – цвет ко­жи). Хро­ма­ти­че­ский тет­ра­хорд (ба­зо­вая струк­ту­ра пол­но­го ан­тич­но­го зву­ко­ря­да – Со­вер­шен­ной сис­те­мы) име­ет по­лу­то­но­вое «сгу­ще­ние» (пик­нон) вни­зу, ус­лов­но a-fis(ges)-f-e. Ан­тич­ная хро­ма – ав­то­ном­ный ин­тер­валь­ный род, на­ря­ду с диа­то­ни­кой и энар­мо­ни­кой. Му­зы­ку, це­ли­ком на­пи­сан­ную хро­мой (об­раз­цов не со­хра­ни­лось), ве­ро­ят­но, пе­ре­ста­ли со­чи­нять уже в эпо­ху эл­ли­низ­ма, но Х. про­дол­жи­ла су­ще­ст­во­ва­ние в т. н. сме­шан­ных ро­дах [напр., в пер­вом гим­не Ме­со­ме­да (2 в.) Х. сме­ша­на с диа­то­ни­кой].

В квинто-квартовой цепи звуки хроматики образуют 7–11 квинты от базовой высоты (f-fis, f-cis и т.д.); интервал, образуемый 12-й квинтой (f-eis), – микрохроматическая комма.

В но­во­ев­ро­пей­ской тео­рии му­зы­ки, ори­ен­ти­ро­ван­ной на мо­даль­ность ста­рин­ных цер­ков­ных ла­дов и ма­жор­но-ми­нор­ную то­наль­ность, Х. по­ни­ма­ет­ся как не­пре­мен­ный кор­ре­лят диа­то­ни­ки и схе­ма­ти­че­ски пред­став­ля­ет­ся как про­дле­ние диа­то­ни­че­ской 6-квин­то­вой (7-сту­пен­ной) це­пи. Пре­де­лом, ог­ра­ни­чи­ваю­щим ко­ли­че­ст­во хро­ма­тич. сту­пе­ней, яв­ля­ет­ся 12-я квин­та, край­ний (13-й) звук ко­то­рой об­ра­зу­ет уже мик­ро­то­но­вый ин­тер­вал – ком­му (см. в ст. Мик­ро­хро­ма­ти­ка). В кон­тек­сте то­го или ино­го ла­да, в ко­то­ром реа­ли­зу­ет­ся род Х., вы­де­ля­ют её ви­ды: мо­ду­ля­ци­он­ная, транс­по­зи­ци­он­ная, суб­сис­тем­ная, ввод­но­то­но­вая, аль­те­ра­ци­он­ная, ав­то­ном­ная.

Хро­ма­тич. ин­тер­ва­лы раз­ли­ча­ют по по­ло­же­нию и по су­ще­ст­ву. Ес­ли ин­тер­вал не пре­вы­ша­ет об­ра­зую­щих его шес­ти квин­то­вых/квар­то­вых ша­гов (напр., в до-ма­жо­ре это мо­гут быть ин­тер­ва­лы h-fis, a-gis, dis-ais), он яв­ля­ет­ся хро­ма­ти­че­ским по по­ло­же­нию, но диа­то­ни­че­ским по су­ще­ст­ву (по Л. А. Карк­линь­шу и Ю. Н. Хо­ло­по­ву, «ди­а­хро­ма­ти­че­ским»). Хро­ма­ти­че­ски­ми по су­ще­ст­ву яв­ля­ют­ся те ин­тер­ва­лы, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся се­мью и бо­лее квин­то­вы­ми ша­га­ми, напр. уве­ли­чен­ная при­ма (и умень­шён­ная ок­та­ва), уве­ли­чен­ная квин­та (и умень­шён­ная квар­та) и т. д. То же от­но­сит­ся к ак­кор­дам. Напр., в до-ма­жо­ре ак­корд d-fis-a-c1 хро­ма­ти­че­ский по по­ло­же­нию, но диа­то­ни­че­ский по су­ще­ст­ву; ак­корд dis-fis-a-c1, на­про­тив, счи­та­ет­ся хро­ма­ти­че­ским по су­ще­ст­ву (т. к. со­дер­жит умень­шён­ную сеп­ти­му dis-c1). Хро­ма­ти­че­ские (осо­бен­но хро­ма­тиз­мы) и не­кото­рые ди­а­хро­ма­ти­че­ские ин­тер­ва­лы при­да­ют ме­ло­ди­че­ской ли­нии изы­скан­ность и экс­прес­сию, а гар­мо­нии (напр., в аль­те­ри­ро­ван­ных ак­кор­дах рас­ши­рен­ной то­наль­но­сти 19 в., в го­ти­че­ской ка­ден­ции 13–14 вв.) – обо­ст­рён­ную функ­цио­наль­ную ди­на­ми­ку.

Яр­кие об­раз­цы хро­ма­тич. гар­мо­нии встре­ча­ют­ся в ев­роп. му­зы­ке на­чи­ная с позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья, напр., у Со­ла­жа (рондó «Fumeux fume», кон. 14 в.), Ч. де Ро­ре (мад­ри­гал «Calami sonum ferentes»), К. Дже­зу­аль­до («Moro las­so» и др. мад­ри­га­лы 5-й и 6-й книг), Дж. Фре­ско­баль­ди («Хро­ма­ти­че­ский ри­чер­кар» из Апо­столь­ской мес­сы, в сб-ке «Fiori musicali»), И. С. Ба­ха («Et expec­to resurrectionem» из Мес­сы h-moll, Кон­тра­пункт XI из «Ис­кус­ст­ва фу­ги»), Р. Ваг­не­ра (всту­п­ле­ние к опе­ре «Три­стан и Изоль­да», му­зы­ка вол­шеб­но­го сна Брун­гиль­ды из 3-го дей­ст­вия опе­ры «Валь­ки­рия»), Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (всту­п­ле­ние ко 2-й кар­ти­не опе­ры «Сад­ко»), А. Н. Скря­би­на (позд­ние со­чи­не­ния), К. Де­бюс­си («Пре­лю­дия к "По­сле­по­лу­ден­но­му от­ды­ху фав­на"»). Х. час­то ис­поль­зу­ет­ся в джа­зе и в му­зы­ке с эле­мен­та­ми джа­за (опе­ра «Пор­ги и Бесс» Дж. Гер­шви­на).

В хо­де эво­лю­ции гар­мо­нии, осо­бен­но во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., на ос­но­ве рав­но­мер­нотем­пе­ри­ро­ван­но­го строя воз­ник­ла ав­то­ном­ная Х., в ин­тер­ва­ли­ке кото­рой нет не­об­хо­ди­мой (по оп­ре­де­ле­нию) кор­ре­ля­ции с диа­то­ни­кой. По су­ще­ст­ву это не вид Х., а са­мо­сто­ят. ин­тер­валь­ный род, т. н. ге­ми­то­ни­ка, ле­жащая в ос­но­ве 12-то­но­вой му­зы­ки но­вой вен­ской шко­лы (напр., 6 ба­га­те­лей для струн­но­го квар­те­та op. 9 А. фон Ве­бер­на), нео­мо­даль­ных сим­мет­рич­ных ла­дов (напр., «ок­та­то­ни­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го) и др. зву­ко­вы­сот­ных струк­тур 20–21 вв.

Лит.: Карк­линьш Л. А. Гар­мо­ния Н. Я. Мяс­ков­ско­го. М., 1971; Barsky V. Chromaticism. Amst., 1996; Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния: Тео­ре­ти­че­ский курс. СПб., 2003.

Вернуться к началу