ХРОМА́ТИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХРОМА́ТИКА, один из родов интервальных систем, полутоновый род. Термин происходит от назв. рода мелоса в др.-греч. музыке – хромы (χρῶμα – цвет, краска, первоначально – цвет кожи). Хроматический тетрахорд (базовая структура полного античного звукоряда – Совершенной системы) имеет полутоновое «сгущение» (пикнон) внизу, условно a-fis(ges)-f-e. Античная хрома – автономный интервальный род, наряду с диатоникой и энармоникой. Музыку, целиком написанную хромой (образцов не сохранилось), вероятно, перестали сочинять уже в эпоху эллинизма, но Х. продолжила существование в т. н. смешанных родах [напр., в первом гимне Месомеда (2 в.) Х. смешана с диатоникой].
В новоевропейской теории музыки, ориентированной на модальность старинных церковных ладов и мажорно-минорную тональность, Х. понимается как непременный коррелят диатоники и схематически представляется как продление диатонической 6-квинтовой (7-ступенной) цепи. Пределом, ограничивающим количество хроматич. ступеней, является 12-я квинта, крайний (13-й) звук которой образует уже микротоновый интервал – комму (см. в ст. Микрохроматика). В контексте того или иного лада, в котором реализуется род Х., выделяют её виды: модуляционная, транспозиционная, субсистемная, вводнотоновая, альтерационная, автономная.
Хроматич. интервалы различают по положению и по существу. Если интервал не превышает образующих его шести квинтовых/квартовых шагов (напр., в до-мажоре это могут быть интервалы h-fis, a-gis, dis-ais), он является хроматическим по положению, но диатоническим по существу (по Л. А. Карклиньшу и Ю. Н. Холопову, «диахроматическим»). Хроматическими по существу являются те интервалы, которые образуются семью и более квинтовыми шагами, напр. увеличенная прима (и уменьшённая октава), увеличенная квинта (и уменьшённая кварта) и т. д. То же относится к аккордам. Напр., в до-мажоре аккорд d-fis-a-c1 хроматический по положению, но диатонический по существу; аккорд dis-fis-a-c1, напротив, считается хроматическим по существу (т. к. содержит уменьшённую септиму dis-c1). Хроматические (особенно хроматизмы) и некоторые диахроматические интервалы придают мелодической линии изысканность и экспрессию, а гармонии (напр., в альтерированных аккордах расширенной тональности 19 в., в готической каденции 13–14 вв.) – обострённую функциональную динамику.
Яркие образцы хроматич. гармонии встречаются в европ. музыке начиная с позднего Средневековья, напр., у Солажа (рондó «Fumeux fume», кон. 14 в.), Ч. де Роре (мадригал «Calami sonum ferentes»), К. Джезуальдо («Moro lasso» и др. мадригалы 5-й и 6-й книг), Дж. Фрескобальди («Хроматический ричеркар» из Апостольской мессы, в сб-ке «Fiori musicali»), И. С. Баха («Et expecto resurrectionem» из Мессы h-moll, Контрапункт XI из «Искусства фуги»), Р. Вагнера (вступление к опере «Тристан и Изольда», музыка волшебного сна Брунгильды из 3-го действия оперы «Валькирия»), Н. А. Римского-Корсакова (вступление ко 2-й картине оперы «Садко»), А. Н. Скрябина (поздние сочинения), К. Дебюсси («Прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна"»). Х. часто используется в джазе и в музыке с элементами джаза (опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина).
В ходе эволюции гармонии, особенно во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., на основе равномернотемперированного строя возникла автономная Х., в интервалике которой нет необходимой (по определению) корреляции с диатоникой. По существу это не вид Х., а самостоят. интервальный род, т. н. гемитоника, лежащая в основе 12-тоновой музыки новой венской школы (напр., 6 багателей для струнного квартета op. 9 А. фон Веберна), неомодальных симметричных ладов (напр., «октатоника» И. Ф. Стравинского) и др. звуковысотных структур 20–21 вв.