СИММЕТРИ́ЧНЫЕ ЛАДЫ́
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИММЕТРИ́ЧНЫЕ ЛАДЫ́, лады модального типа, звукоряд которых образуется делением равномерно темперированной (12-полутоновой) октавы на одинаковые интервалы или их комбинации («ячейки») (см. Модальность). Определение «симметричный» обозначает специфич. свойство С. л. – возобновляемость ячеек в структуре; напр., блок «триполутон + полутон» «симметрично» заполняет октаву: 3+1 | 3+1 | 3+1. Обобщающий термин «С. л.», предложенный в 1970-е гг. Ю. Н. Холоповым, используется только в отеч. музыкознании, в зап. муз. теории ему близок термин «лады ограниченной транспозиции» (предложен О. Мессианом). По теории Холопова, имеется 12 С. л. (включая полутоновую гамму, или «гемитонику»), по Мессиану, их семь. Чаще других в муз. практике встречаются 1-й лад («целотоновый») и 2-й лад («гамма тон-полутон», или «гамма Римского-Корсакова»). Искусственность структуры звукорядов С. л. придаёт музыке экзотич. звучание (отсюда ограничение их этоса областью «сказочности», «инфернальности», метафизич. «вечного сияния» и т. п.), в то же время она сильно ограничивает (или даже делает невозможным) модуляционное развитие и ведёт к ладовой статике. По этой причине к.-л. один из С. л. никогда не используется как единственный принцип ладовой организации целостного сочинения; обычно С. л. внедряются как модализмы в привычную мажорно-минорную тональность либо (в 20 в.) комбинируются друг с другом и с др. техниками звуковысотной композиции. Один из первых образцов намеренного и систематич. использования С. л. – в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (сцена похищения Людмилы в 1-м действии, сцена поединка Руслана с Черномором, и др.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. С. л. встречаются у Ф. Листа, Н. А. Римского-Корсакова (последовательно и многообразно), А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинского (в ранних сочинениях), А. Н. Черепнина (см. Черепнины); в 1-й пол. 20 в. больше других к С. л. обращался Мессиан (напр., в соч. «Три маленькие литургии»). С. л. используются также в джазе (наряду с др. модальными техниками).