Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИММЕТРИ́ЧНЫЕ ЛАДЫ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 192

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

СИММЕТРИ́ЧНЫЕ ЛАДЫ́, ла­ды мо­даль­но­го ти­па, зву­ко­ряд ко­то­рых об­ра­зу­ет­ся де­ле­ни­ем рав­но­мер­но тем­пе­ри­ро­ван­ной (12-по­лу­то­но­вой) ок­та­вы на оди­на­ко­вые ин­тер­ва­лы или их ком­би­на­ции («ячей­ки») (см. Мо­даль­ность). Оп­ре­де­ле­ние «сим­мет­рич­ный» обо­зна­ча­ет спе­ци­фич. свой­ст­во С. л. – во­зоб­нов­ляе­мость яче­ек в струк­ту­ре; напр., блок «три­по­лу­тон + по­лу­тон» «сим­мет­рич­но» за­пол­ня­ет ок­та­ву: 3+1 | 3+1 | 3+1. Обоб­щаю­щий тер­мин «С. л.», пред­ло­жен­ный в 1970-е гг. Ю. Н. Хо­ло­по­вым, ис­поль­зу­ет­ся толь­ко в отеч. му­зы­коз­на­нии, в зап. муз. тео­рии ему бли­зок тер­мин «ла­ды ог­ра­ни­чен­ной транс­по­зи­ции» (пред­ло­жен О. Мес­сиа­ном). По тео­рии Хо­ло­по­ва, име­ет­ся 12 С. л. (вклю­чая по­лу­то­но­вую гам­му, или «ге­ми­то­ни­ку»), по Мес­сиа­ну, их семь. Ча­ще дру­гих в муз. прак­ти­ке встре­ча­ют­ся 1-й лад («це­ло­то­но­вый») и 2-й лад («гам­ма тон-по­лу­тон», или «гам­ма Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва»). Ис­кус­ст­вен­ность струк­ту­ры зву­ко­ря­дов С. л. при­да­ёт му­зы­ке эк­зо­тич. зву­ча­ние (от­сю­да ог­ра­ни­че­ние их это­са об­ла­стью «ска­зоч­но­сти», «ин­фер­наль­но­сти», ме­та­фи­зич. «веч­но­го сия­ния» и т. п.), в то же вре­мя она силь­но ог­ра­ни­чи­ва­ет (или да­же де­ла­ет не­воз­мож­ным) мо­ду­ля­ци­он­ное раз­ви­тие и ве­дёт к ла­до­вой ста­ти­ке. По этой при­чи­не к.-л. один из С. л. ни­ко­гда не ис­поль­зу­ет­ся как един­ст­вен­ный прин­цип ла­до­вой ор­га­ни­за­ции це­ло­ст­но­го со­чи­не­ния; обыч­но С. л. вне­дря­ют­ся как мо­да­лиз­мы в при­выч­ную ма­жор­но-ми­нор­ную то­наль­ность ли­бо (в 20 в.) ком­би­ни­ру­ют­ся друг с дру­гом и с др. тех­ни­ка­ми зву­ко­вы­сот­ной ком­по­зи­ции. Один из пер­вых об­раз­цов на­ме­рен­но­го и сис­те­ма­тич. ис­поль­зо­ва­ния С. л. – в опе­ре М. И. Глин­ки «Рус­лан и Люд­ми­ла» (сце­на по­хи­щения Люд­ми­лы в 1-м дей­ст­вии, сце­на по­един­ка Рус­ла­на с Чер­но­мо­ром, и др.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. С. л. встре­ча­ют­ся у Ф. Лис­та, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (по­сле­до­ва­тель­но и мно­го­об­раз­но), А. К. Ля­до­ва, А. Н. Скря­би­на, К. Де­бюс­си, И. Ф. Стра­вин­ско­го (в ран­них со­чи­не­ни­ях), А. Н. Че­реп­ни­на (см. Черепнины); в 1-й пол. 20 в. боль­ше дру­гих к С. л. об­ра­щал­ся Мес­си­ан (напр., в соч. «Три ма­лень­кие ли­тур­гии»). С. л. ис­поль­зу­ют­ся так­же в джа­зе (на­ря­ду с др. мо­даль­ны­ми тех­ни­ка­ми).

Лит.: Messiaen O. Technique de mon langage musical. P., 1944; Хо­ло­пов Ю. Н. Сим­мет­рич­ные ла­ды в тео­ре­ти­че­ских сис­те­мах Явор­ско­го и Мес­сиа­на // Му­зы­ка и со­вре­мен­ность. М., 1971. Вып. 7; он же. Мо­даль­ная гар­мо­ния: Мо­даль­ность как тип гар­мо­ни­че­ской струк­ту­ры // Му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во. Об­щие во­про­сы тео­рии и эс­те­ти­ки му­зы­ки. Таш., 1982; Schuster-Craig J. An eighth mode of limited transposition // The Music Review. Vol. 51. 1990. № 4; Yamaguchi M. Symmetrical scales for jazz improvisation. N. Y., 2006.

Вернуться к началу