МОДАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОДАЛИ́ЗМ, мелодический или аккордовый оборот с модальными тонами внутри мажорно-минорной тональности. Характерные модальные тоны: дорийская секста, фригийская секунда, уменьшённая октава обиходного звукоряда, увеличенная секунда (полуторатон) в гемиольных ладах (см. в статье Роды интервальных систем) и др. Примеры М. в музыке венских классиков редки: это лидийский тон в «Музыкальной галиматье» В. А. Моцарта (KV 32) и в III части («Благодарственная песнь выздоравливающего к божеству, в лидийском тоне») струнного квартета ор. 132 Л. ван Бетховена. Активное использование модализмов в музыке романтиков связано с освоением ими специфических образных сфер («простонародной» жизни, инфернальной мистики, далёкой старины), со стилизацией богослужебного (католического и православного) пения и др. М. встречаются в сочинениях Ф. Шопена (мазурки ор. 24 № 2, ор. 56 № 2), Э. Грига (Норвежский танец ор. 72 № 13, романс «Сосна»), Ф. Листа (Соната для фортепиано си-минор, вступление), Ж. Бизе, А. Дворжака и других европейских композиторов. Велико значение М. в русской музыке начиная с М. И. Глинки, в особенности у композиторов «Могучей кучки». В отличие от старомодальной гармонии западноевропейского Средневековья и Возрождения, М. в тональной музыке носят несколько внешний, иногда даже декоративный, характер. Гармония в таких сочинениях остаётся тональной (есть тоника, представленная трезвучием, и есть соотнесённая с ней периферия), но при этом окрашенной модальной краской (эолийский тон в начале хора «На кого ты нас покидаешь» в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского; фригийский тон в начале хора «Враг человеков» в опере «Хованщина» Мусоргского). От М. следует отличать целостные образцы новомодальной гармонии, включающие и собственную функциональность, и особые формы созвучий (№ 3 из вокального цикла «Кошачьи колыбельные» И. Ф. Стравинского; многие пьесы в сборнике фортепианных пьес «Микрокосмос» Б. Бартока).
Образец М. – «перекрашивание» строго диатонической мелодии (песня «Про татарский полон» из сборника «100 русских народных песен» Н. А. Римского-Корсакова) в гемиольный лад (в симфонической картине «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова).