Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОДАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

МОДАЛИ́ЗМ, ме­ло­ди­че­ский или ак­кор­до­вый обо­рот с мо­даль­ны­ми то­на­ми внут­ри ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти. Ха­рак­тер­ные мо­даль­ные то­ны: до­рий­ская сек­ста, фри­гий­ская се­кун­да, умень­шён­ная ок­та­ва оби­ход­но­го зву­ко­ря­да, уве­ли­чен­ная се­кун­да (по­лу­то­ра­тон) в ге­ми­оль­ных ла­дах (см. в статье Ро­ды ин­тер­валь­ных сис­тем) и др. При­ме­ры М. в му­зы­ке вен­ских клас­си­ков ред­ки: это ли­дий­ский тон в «Му­зы­каль­ной га­ли­ма­тье» В. А. Мо­цар­та (KV 32) и в III час­ти («Бла­го­дар­ст­вен­ная песнь вы­здо­рав­ли­ваю­ще­го к бо­же­ст­ву, в ли­дий­ском то­не») струн­но­го квар­те­та ор. 132 Л. ван Бет­хо­ве­на. Ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние мо­да­лиз­мов в му­зы­ке ро­ман­ти­ков свя­за­но с ос­вое­ни­ем ими спе­ци­фических об­раз­ных сфер («про­сто­на­род­ной» жиз­ни, ин­фер­наль­ной мис­ти­ки, да­лё­кой ста­ри­ны), со сти­ли­за­ци­ей бо­го­слу­жеб­но­го (ка­то­лического и пра­во­слав­но­го) пе­ния и др. М. встре­ча­ют­ся в со­чи­не­ни­ях Ф. Шо­пе­на (ма­зур­ки ор. 24 № 2, ор. 56 № 2), Э. Гри­га (Нор­веж­ский та­нец ор. 72 № 13, ро­манс «Со­сна»), Ф. Лис­та (Со­на­та для фортепиано си-ми­нор, всту­п­ле­ние), Ж. Би­зе, А. Двор­жа­ка и других ев­ропейских ком­по­зито­ров. Ве­ли­ко зна­че­ние М. в русской му­зы­ке на­чи­ная с М. И. Глин­ки, в осо­бен­но­сти у ком­по­зи­то­ров «Мо­гу­чей куч­ки». В от­ли­чие от ста­ро­мо­даль­ной гар­мо­нии западноев­ропейского Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния, М. в то­наль­ной му­зы­ке но­сят не­сколь­ко внеш­ний, ино­гда да­же де­ко­ра­тив­ный, ха­рак­тер. Гар­мо­ния в та­ких со­чи­не­ни­ях ос­та­ёт­ся то­наль­ной (есть то­ни­ка, пред­ставлен­ная тре­зву­чи­ем, и есть со­от­не­сён­ная с ней пе­ри­фе­рия), но при этом ок­ра­шен­ной мо­даль­ной крас­кой (эо­лий­ский тон в на­ча­ле хо­ра «На ко­го ты нас по­ки­да­ешь» в опе­ре «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го; фри­гий­ский тон в на­ча­ле хо­ра «Враг че­ло­ве­ков» в опе­ре «Хо­ван­щи­на» Му­сорг­ско­го). От М. сле­ду­ет от­ли­чать це­ло­ст­ные об­раз­цы но­во­мо­даль­ной гар­мо­нии, вклю­чаю­щие и собственную функ­цио­наль­ность, и осо­бые фор­мы со­зву­чий (№ 3 из во­каль­но­го цик­ла «Ко­ша­чьи ко­лы­бель­ные» И. Ф. Стра­вин­ско­го; многие пье­сы в сбор­ни­ке фортепианных пьес «Мик­ро­кос­мос» Б. Бар­то­ка).

Об­ра­зец М. – «пе­ре­кра­ши­ва­ние» стро­го диа­то­нической ме­ло­дии (пес­ня «Про та­тар­ский по­лон» из сборника «100 рус­ских на­род­ных пе­сен» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва) в ге­ми­оль­ный лад (в сим­фо­нической кар­ти­не «Се­ча при Кер­жен­це» из опе­ры «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ки­те­же и де­ве Фев­ро­нии» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва).

Лит.: Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния. Тео­ре­ти­че­ский курс. М., 1988; он же. Гар­мо­ния. Прак­ти­че­ский курс. 2-е изд. М., 2005. Т. 1–2.

  • МОДАЛИ́ЗМ мелодический или аккордовый оборот с модальными тонами внутри мажорно-минорной тональности (2012)
Вернуться к началу