ОБИХО́ДНЫЙ ЗВУКОРЯ́Д
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБИХО́ДНЫЙ ЗВУКОРЯ́Д, звукоряд, лежащий в основе древнерусских церковных распевов (название – от богослужебной книги Обиход). Охватывает 12 ступеней, подразделяемых на 4 согласия (трихорда) – простое, мрачное, светлое, тресветлое – с одинаковой интервальной структурой (целый тон между звуками внутри согласия и полутон между согласиями; илл. 1). В крюковой нотации (см. Крюки) звуки согласий О. з. обозначались с 17 в. при помощи киноварных т. н. степенны́х (шайдуровых) помет и тушевых признáков. По строению сходен с системой относительной сольмизации (табл.). О. з. сложился в древнерусской монодии (см. Знаменный распев, Демественный распев), сохранил своё значение и в многоголосных гармонизациях кон. 17 – 18 вв. Помимо церковной, нередок и в русской народной музыке. Лады с О. з. в основе также называются обиходными. Вследствие квартовой структуры О. з. (однофункциональность ступеней на расстоянии кварты) и принадлежности к миксодиатонике (т. н. обиходное переченье на расстоянии октавы) обиходные лады неоктавны, к ним неприложимы названия октавных диатонических ладов (ионийский, дорийский и др.). В терминах, предложенных С. В. Смоленским, лад с трихордом 1 тон + 1 тон (вверх от конечного тона-устоя) называется большим, 1 тон + 1/2 тона – малым, 1/2 тона + 1 тон – укоснённым. Подобно церковным ладам, модальные обиходные лады (см. в ст. Модальность) подразделяются на автентические (устой внизу звукоряда или ступенью выше нижнего тона звукоряда) и плагальные (2 и более ступеней ниже устоя). Они могут иметь неполный звукоряд без обиходного переченья. Как характерные модализмы вкрапления О. з. встречаются в контексте мажорно-минорной тональности, напр., в сочинениях М. П. Мусоргского (илл. 2), Н. А. Римского-Корсакова, И. Ф. Стравинского и др.
Степенные пометы | |||||
Название звука в современной нотации | Название звука в системе сольмизации ("соли") | Согласие | Помета | Название пометы | Соответствующая помете буква славянского алфавита (кириллицы) |
G (соль) | ут | простое | гораздо низко с крыжом | глаголь наш с крыжом | |
А (ля) | ре | низко с крыжом | наш с крыжом | ||
H (си) | ми | цата | цы | ||
с (до) | ут | мрачное | или | гораздо или гораздо низко | глаголь или глаголь наш |
d (ре) | ре | низко | наш | ||
e (ми) | ми | с или точка $(\cdot)$ | средне | слово | |
f ( фа) | фа | светлое | мрачно | мыслете | |
g (соль) | соль | повыше | покой | ||
a (ля) | ля | высоко | веди | ||
b (си-бемоль) | фа | тресветлое | мрачно с хохлом | мыслете с точкой или хохлом | |
с1 (до) | соль | повыше с хохлом | покой с точкой или хохлом | ||
d1 (ре) | ля | высоко с хохлом | веди с точкой или хохлом |