КРЮКИ́
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЮКИ́ (знамёна), знаки др.-рус. безлинейных певческих нотаций. Крюковая (по назв. одного из осн. знаков – крюка), она же столповая (калька греч. στήλη – др.-рус. столп), или знаменная (от слав. знамя – знак), нотация ведёт своё происхождение от ранневизантийской (палеовизантийской) нотации и является осн. формой др.-рус. муз. письменности. Её отд. знаки сохранили греч. названия (напр., параклит). Большинство знаков получило рус. названия, связанные с их внешним видом: палка, стрела, запятая и т. п. В развитии крюковой нотации выделяют 3 периода: ранний (11–14 вв.), средний (15 – нач. 17 вв.) и поздний (с сер. 17 в.). Нотация первых 2 периодов в сочетании с молитвословным текстом позволяет судить о ритме песнопений, но их звуковысотная составляющая не поддаётся дешифровке. В 17 в. в нотации появилась ладозвукорядная определённость благодаря киноварным пометам, затем тушевым признáкам, что ныне позволяет расшифровывать звуковысотную линию. Различают беспометные, пометные, одновременно пометные и призначные крюковые рукописи.
Будучи разновидностью невм, К. имеют характер идеограмм и обозначают б. ч. не отд. звуки, а их сочетания (мелодич. формулы; некоторые из них представлены в таблицах 1–4). В столповой нотации (знаменного распева) существуют 4 типа графич. фиксации мелодий, соответствующие мелодич. формулам разных масштабных уровней: собственно крюковой – К., обозначающие 1–3 звука (иногда и более) в определённой последовательности; попевочный (см. Попевка) – включает относительно краткие мелодич. формулы, записанные простыми знамёнами; лицевой – более развёрнутые попевки, часто с элементами тайнописи («тайнозамкнéнности», см. Лицо); фитный (см. Фита) – содержит пространные мелодич. построения, целиком зашифрованные. Путевая и демественная нотации (см. Демественный распев, Путевой распев, Строчное пение) возникли в 15 в. как развитие и усложнение столповой. См. также Азбука певческая, Нотация.
В последней четв. 17 в. появился новый тип рукописей – двознаменники (двузнаменники). В них мелодия знаменного распева излагалась одновременно двумя нотациями – крюковой и нотолинейной (т. н. киевское знамя), которая достаточно точно нотировала мелодику и ритмику знаменных песнопений. Некоторые двознаменники отразили архаич. систему интонирования – отклонения от обиходного звукоряда в попевках и фитах разных гласов.