Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЮКИ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 173

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Ф. Владышевская
Стихира из апрельской минеи. Начало 12 в. Исторический музей (Москва).

КРЮКИ́ (зна­мё­на), зна­ки др.-рус. без­ли­ней­ных пев­че­ских но­та­ций. Крю­ко­вая (по назв. од­но­го из осн. зна­ков – крю­ка), она же стол­по­вая (каль­ка греч. στήλη – др.-рус. столп), или зна­мен­ная (от слав. зна­мя – знак), но­та­ция ве­дёт своё про­ис­хо­ж­де­ние от ран­не­ви­зан­тий­ской (па­лео­ви­зан­тий­ской) но­та­ции и яв­ля­ет­ся осн. фор­мой др.-рус. муз. пись­мен­но­сти. Её отд. зна­ки со­хра­ни­ли греч. на­зва­ния (напр., па­ра­клит). Боль­шин­ст­во зна­ков по­лу­чи­ло рус. на­зва­ния, свя­зан­ные с их внеш­ним ви­дом: пал­ка, стре­ла, за­пя­тая и т. п. В раз­ви­тии крю­ко­вой но­та­ции вы­де­ля­ют 3 пе­рио­да: ран­ний (11–14 вв.), сред­ний (15 – нач. 17 вв.) и позд­ний (с сер. 17 в.). Но­та­ция пер­вых 2 пе­рио­дов в со­че­та­нии с мо­лит­во­слов­ным тек­стом по­зво­ля­ет су­дить о рит­ме пес­но­пе­ний, но их зву­ко­вы­сот­ная со­став­ляю­щая не под­да­ёт­ся де­шиф­ров­ке. В 17 в. в но­та­ции поя­ви­лась ла­доз­ву­ко­ряд­ная оп­ре­де­лён­ность бла­го­да­ря ки­но­вар­ным по­ме­там, за­тем ту­ше­вым признáкам, что ны­не по­зво­ля­ет рас­шиф­ро­вы­вать зву­ко­вы­сот­ную ли­нию. Раз­ли­ча­ют бес­по­мет­ные, по­мет­ные, од­но­вре­мен­но по­мет­ные и при­знач­ные крю­ко­вые ру­ко­пи­си.

Бу­ду­чи раз­но­вид­но­стью невм, К. име­ют ха­рак­тер идео­грамм и обо­зна­ча­ют б. ч. не отд. зву­ки, а их со­че­та­ния (ме­ло­дич. фор­му­лы; не­ко­то­рые из них пред­став­ле­ны в таб­ли­цах 1–4). В стол­по­вой но­та­ции (зна­мен­но­го рас­пе­ва) су­ще­ст­ву­ют 4 ти­па гра­фич. фик­са­ции ме­ло­дий, со­от­вет­ст­вую­щие ме­ло­дич. фор­му­лам раз­ных мас­штаб­ных уров­ней: соб­ст­вен­но крю­ко­вой – К., обо­зна­чаю­щие 1–3 зву­ка (ино­гда и бо­лее) в оп­ре­де­лён­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти; по­пе­воч­ный (см. По­пев­ка) – вклю­ча­ет от­но­си­тель­но крат­кие ме­ло­дич. фор­му­лы, за­пи­сан­ные про­сты­ми зна­мё­на­ми; ли­це­вой – бо­лее раз­вёр­ну­тые по­пев­ки, час­то с эле­мен­тами тай­но­пи­си («тай­но­замкнéнности», см. Ли­цо); фит­ный (см. Фи­та) – со­дер­жит про­стран­ные ме­ло­дич. по­строе­ния, це­ли­ком за­шиф­ро­ван­ные. Пу­те­вая и де­ме­ст­вен­ная но­та­ции (см. Де­ме­ст­вен­ный рас­пев, Пу­те­вой рас­пев, Строч­ное пе­ние) воз­ник­ли в 15 в. как раз­ви­тие и ус­лож­не­ние стол­по­вой. См. так­же Азбука певческаяНо­та­ция.

В последней четв. 17 в. появился но­вый тип рукописей – двознаменники (дву­знаменники). В них мелодия зна­мен­ного распева излагалась одновре­мен­но двумя нотациями – крюковой и но­то­линейной (т. н. киевское знамя), ко­то­рая достаточно точно нотировала ме­ло­ди­ку и ритмику знаменных песнопений. Не­ко­торые двознаменники отразили архаич. систему интонирования – отклонения от обиходного звукоряда в попевках и фитах разных гласов.

Лит.: Ра­зу­мов­ский ДВ. Цер­ков­ное пе­ние в Рос­сии. М., 1867–1869. [Вып. 1–3]; Ме­тал­лов ВМ. Аз­бу­ка крю­ко­во­го пе­ния. М., 1899; он же. Рус­ская си­мио­гра­фия. М., 1912; Смо­лен­ский С. О древ­не­рус­ских пев­че­ских но­та­ци­ях. СПб., 1901; Ка­лаш­ни­ков А. Аз­бу­ка цер­ков­но­го зна­мен­но­го пе­ния. К., 1908; Браж­ни­ков М. Пу­ти раз­ви­тия и за­да­чи рас­шиф­ров­ки зна­мен­но­го рос­пе­ва. М.; Л., 1949; он же. Древ­не­рус­ская тео­рия му­зы­ки. Л., 1972; он же. Рус­ская пев­че­ская па­лео­гра­фия. СПб., 2002; Бе­ля­ев ВМ. Древ­не­рус­ская му­зы­каль­ная пись­мен­ность. М., 1962; Ein handsc­hrift­li­ches Lehrbuch der altrussischen Neumen­schrift / Hrsg. von J. von Gardner, E. Koschmieder. Münch., 1963–1972. Tl 1–3; Floros C. Uni­ver­sale Neumenkunde. Kassel; Wilhelmshöhe, 1970. Bd 1–3; Про­бле­мы де­шиф­ров­ки древ­не­рус­ских но­та­ций. Л., 1987; Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006; Бо­го­мо­ло­ва МВ. Де­ме­ст­вен­ная но­та­ция // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2007. Т. 14.

Вернуться к началу